Все о фиджитал-спорте — история создания, сравнения с киберспортом и перспективы
Фиджитал-спорт даст импульс созданию новых специальностей
Экономисты говорят, что строительство дает мультипликативный эффект с точки зрения рынка труда. Чтобы возвести одно здание, нужны не только рабочие и техника, занятые непосредственно на объекте, но и предприятия, которые производят стройматериалы, намывают песок, варят арматуру, а еще есть отделка, электрика, окна и многое другое. В этом смысле недавно появившийся в России фиджитал-спорт — серьезный мультипликатор как для спортивной отрасли, так и для креативных индустрий. В новый вид спорта придут десятки существующих профессий, и сколько еще появится новых — мы пока не знаем. Но уже ясно, что это будет круто.
Время на раскачку
Уникальность фиджитал-спорта в том, что он зародился в виде органичного совмещения классического и компьютерного спорта. Поэтому в профессиональной сфере он, по всей видимости, уже на старте приобретет черты обоих «родителей». А они прошли разные пути.
Классический спорт в современном его понимании имеет довольно богатую историю, насчитывающую примерно 150 лет. За это время он постепенно обрастал большим количеством профессий: спортсмены, судьи, тренеры, организаторы соревнований, комментаторы, врачи, журналисты, спортивные функционеры — как в государственном управлении, так и в различных федерациях и международных организациях. Затем с развитием этой сферы появились психологи, агенты, букмекеры, аналитики, преподаватели и многие другие.
Киберспорту, зародившемуся на стыке XX и XXI веков, пришлось нагонять «старшего брата». Но, постепенно перенимая вековой опыт классического спорта, он смог сделать свой вклад в общее дело и привел с собой массу «цифровых» профессий. Начиналось все стандартно — с игроков, судей, организаторов соревнований и иногда тренеров. Но совсем скоро появились специалисты по проведению трансляций в интернете, киберспортивные менеджеры, комментаторы, аналитики, SMM-щики, маркетологи, бренд-менеджеры, контент-мейкеры, стримеры и так далее.
Буквально 10 лет назад стандартная профессиональная команда по Dota 2 или Counter-Strike представляла собой пятерых игроков, менеджера и директора — даже тренеры еще толком не появились. Сейчас ни одна серьезная киберспортивная организация не обходится без массы персонала — тренер с помощниками, аналитики, психологи, а также целые команды, ответственные за медийную активность, привлечение спонсоров, производство и реализацию мерча, организации буткепмов, а иногда даже строительство собственных тренировочных комплексов.
Путь, который классический спорт прошел за 150 лет, киберспорт перемахнул в несколько прыжков за два десятилетия. И это при условии, что ему фактически пришлось выбираться из подполья и доказывать свое право на существование. Даже в России, которая официально признала компьютерный спорт первой в мире в 2001 году, общее скептическое отношение к нему сохранялось чуть ли не до начала 2020-х.
Окончательным переломным моментом, развернувшим отношение к киберспорту в нашей стране, стала победа российской Team Spirit на чемпионате мира по Dota 2 — The International 2021 в Бухаресте. Тогда пять мало кому известных даже в профессиональном сообществе ребят в течение нескольких дней стали мировыми звездами, вписали себя в историю Dota 2 и заработали более $18 миллионов. До сих пор это самый крупный единовременный выигрыш в киберспорте.
Считанные годы назад родители с непониманием посмотрели бы на своего ребенка-выпускника, заявившего о желании пойти учиться в университет на кафедру компьютерного спорта. Сейчас подобное мало кого удивит — напротив, зачастую обрадует. В Москве уже появляются первые общеобразовательные школы с киберспортивным уклоном, а по всей стране открываются профильные секции и кружки. Процесс идет серьезными темпами.
У фиджитал-спорта подобных «родовых» проблем нет. Он появился в России и изначально был поддержан на государственном уровне. К слову, как это случилось с киберспортом, наша страна признала фиджитал-спорт первой в мире — это произошло 31 января 2023 года. А уже в феврале–марте 2024 года в Казани пройдет первый чемпионат мира — Игры Будущего. Так что процесс профессионального наполнения будет идти семимильными шагами — в разы быстрее, чем даже у киберспорта.
Быстрый старт
Без всяких сомнений, абсолютно все профессии, которые мы ранее упомянули в этом тексте, появятся в фиджитал-спорте. Лавинообразный характер этого процесса сдерживается только тем фактором, что речь все-таки идет о новом виде спорта, находящемся в некотором смысле в «поиске себя» — различные методики, программы, подходы к его развитию еще только вырабатываются. Но уже сейчас понятно: перспективы мощные.
Только спортсменов, принимающих участие в соревнованиях и планирующих бороться за попадание на Игры Будущего, уже сейчас тысячи. К ним подтягиваются тренеры, которым нужно оперативно разбираться в том, как готовить участников одновременно к цифровым и реальным спортивным баталиям. Cозданы десятки региональных федераций фиджитал-спорта, где будут работать далеко не только функционеры, но и во многом организаторы соревнований, судьи, студии трансляций и многие другие специалисты, обеспечивающие масштабную активность в новом виде спорта.
За ближайшие три года в России откроются фиджитал-центры, которые будут представлять собой органичное сочетание киберспортивных клубов и спортзалов. Им потребуются тысячи работников различного профиля, разбирающихся как в методиках тренировок, так и в принципах работы виртуальной реальности.
Идет развертка большого образовательного процесса и подготовки специалистов. Организаторы Игр Будущего подписали соглашения с 39 вузами, включая РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Высшую школу экономики, Дальневосточный федеральный университет, университеты «Синергия» и «Иннополис» и многие другие. Они в ближайшем будущем откроют свои образовательные программы по фиджитал-спорту и через несколько лет начнут выпускать профильные квалифицированные научно-педагогические кадры.
Но это только спортивная часть. А еще есть огромный пласт и непаханое поле работы в сфере креативных индустрий. К ним относится все, что производится и впоследствии монетизируется человеческим умом и воображением — от дизайнеров и маркетологов до айтишников. «Мы первые создаем принципиально новый формат, мы — креаторы. Игры Будущего — это не только спорт. Это возможности, которые получают молодые таланты в большинстве креативных индустрий: дизайн, IT и разработка ПО, компьютерная графика и анимация, образование, R& D, компьютерные игры, медиа и реклама, мода, кино и видео», – отмечает руководитель Игр Будущего Игорь Столяров.
В этой сфере мы пока наблюдаем только верхушку айсберга. По мере развития фиджитал-спорта потребуются все новые и новые специалисты. Например, в сфере развития виртуальной (VR) и смешанной (MR) реальности, чья работа может открыть новые горизонты в развитии сферы фиджитал. «Сегодня нам важно заинтересовать зрителей, показывать новые форматы спортивных соревнований и современные тренды. Необходимо разрабатывать собственные игры и симуляторы, которые ускорят развитие фиджитал-дисциплин и обеспечат развитие молодежного спорта в России», – считает известный стример и киберспортивный комментатор Алексей PCH3LK1N Пчёлкин.
Итого
Фиджитал-спорт оказался в уникальной ситуации. Появившись на стыке очень хорошо развитого классического спорта и стремительно растущего киберспорта, а также на старте имея государственную поддержку в России, он получил массу плюсов с относительно небольшим количеством минусов (последние, впрочем, связаны в первую очередь с новизной вида спорта и трудностями стремительного роста). Поэтому он сможет впитывать в себя специалистов из разных сфер, создавая десятки тысяч новых рабочих мест в десятках современных профессий. А по мере развития он, как и киберспорт, даст стране и миру принципиально новые специальности, сути и названий которых мы пока не знаем. От этого будущее и перспективы фиджитал-спорта, как и его «родителей», становятся еще более интересными и интригующими.