Минута молчания, обида Ягудина на Петербург, письмо Костомарова жене. Как прошло шоу Авербуха в Северной столице
Шоу Ильи Авербуха «Вместе и навсегда» в Петербурге выпало на тяжелый для страны момент. К решению провести спектакль на пятый день после трагедии в «Крокусе» многие отнеслись с осторожностью, а некоторые даже со злостью. Сами артисты и организаторы тоже заметно нервничали: непонятно, как люди примут спектакль, как будут реагировать, как оценят номера. По словам Авербуха, команда за пару дней изменила сценарий, и из первоначальной концепции юбилейного тура остался только номер-открытие о спортивном и творческом пути постановщика.
Сначала на льду появился сам Илья в зеленой кепочке с лягушонком, а на экране показали видео с мамой Авербуха, которая говорит теплые слова о вере в сына на протяжении всей его жизни. Затем на площадку вышел юный фигурист уже в целом костюме лягушонка — подобие маленького Ильи. Фигуристы откатали синхронную хореографию, а в финале на лед вышли все участники шоу и исполнили номер под песню Uma2rman «Звезды». На этом посвящение Илье Авербуху завершилось.
После общего номера постановщик произнес трогательную речь в поддержку пострадавших в Подмосковье и дрожащим голосом со слезами на глазах объявил минуту молчания. Сдержать слезы было правда трудно: этот спектакль стал символом нашей силы, смелости россиян, которых не запугали, не победили. К программе отнеслись трепетно, многие фигуристы поменяли номера на более подходящие под общую концепцию. Акцент был сделан на чувствах — том единственном и самом ценном, что у нас не отнять. Илья Изяславич обещал шоу, полное драматизма, а в итоге получилась воодушевляющая и трогательная история о любви, доброте, памяти.
Лучше всего Петербург всегда принимает Алексея Ягудина, и этот раз не стал исключением. Олимпийский чемпион показал две победные шоу-программы. После первого выступления зал долго аплодировал, и Авербух сказал: «Леш, по-моему, тебя не отпускают». На приглашение выйти на бис Ягудин ответил: «А по-моему, после 9 марта меня тут не принимают». Шутки шутками, а обида в голосе победителя «Русского вызова» звучала отчетливо. Алексея ранило, что в родном городе, на родном катке вместо поддержки он получил шквал недовольства и обвинений. Ягудин честно выполнил свою работу, а взамен был обвинен во всех грехах. Вопросов осталось много, но в основном они должны быть обращены организаторам и судьям. Люди, особенно в фигурном катании, часто бывают очень жестоки и бросаются словами, забывая, что адресат их слов — живой человек. Надо быть добрее, надо быть милосерднее, надо быть вместе. Вместе и навсегда.
Кроме классических историй любви, несколько необычных номеров были вплетены в общую канву. Например, свою позапрошлогоднюю программу «Спартак» вспомнил Петр Гуменник. Фигурист давно ее не катал, поэтому интересно было взглянуть на «Спартак» в исполнении повзрослевшего Пети. Программа действительно стала другой — более страстной, более осознанной, более мужественной. Буквально за два сезона из талантливого подростка Гуменник вырос в большого артиста, способного заполнять собой весь лед, притягивать все взгляды. Фигурист в качестве реквизита добавил цепь, с которой активно работал весь номер: наматывал на шею, крутил в руках, прыгал вместе с ней и даже сделал колесо. Цепь добавила некой пикантности, выразительности прокату. Этот номер точно стоит показать где-нибудь еще раз, а лучше много-много раз.
В концепцию шоу хорошо вписалась шоу-программа Елизаветы Туктамышевой «Реквием». Кроме того, что номер обрел новое значение на фоне происходящих в стране событий, сама постановка получилась гипнотической и невероятно наполненной. Стихи Марины Цветаевой, прочтение Алисы Фрейндлих и катание Туктамышевой вместе погружают зрителя в такие глубины жизненной философии, в такие долины смыслов, что после него еще несколько минут зритель ощущает послевкусие от проката. Невозможно переключиться на следующий номер: хочется смаковать, осмыслять, проживать увиденное.
Абсолютный фурор произвел своим номером под Владимира Высоцкого Дмитрий Алиев. В этот раз как будто получилось еще лучше, чем на «Русском вызове»: Дима идеально передал эмоциональную историю и мимикой, и пластикой. Фирменное сальто вызвало ожидаемый всплеск оваций, поэтому фигурист на бис повторил коронный трюк. Еще отчетливее стало ясно, что комментарий Сергея Безрукова о неправильной интерпретации текста Высоцкого несправедлив и даже обиден. Алиев вкладывает всю душу в каждый жест, пожимание плечами, неловкую реакцию на шквал аплодисментов этого простого гражданина из троллейбуса. Это новый, глубокий и отлично исполненный образ, с которым Дмитрий актерски справился.
Чемпионка Европы Софья Самодурова вышла на лед в ослепительном красном платье и исполнила номер «Весь мир» под живой вокал Юлианы Карауловой. Фигуристка разбавила общий драматизм спектакля ярким, зажигательным номером о красивой любви. Софья танцевала на разные трибуны, заигрывала с публикой, не забывая при этом прыгать и вращаться. Теперь уже тренер Самодурова в отличной физической форме, смотреть на ее прокат было легко и приятно.
Номер «Журавли» Евгения Семененко был абсолютно оправдан этим вечером. Саму программу обсуждали много и с разных ракурсов после турнира шоу-программ. Можно как угодно относиться к военным номерам, к душераздирающим историям на льду, но одна мысль и та же мысль посещает второй раз: когда Женя из подающего надежды юнца стал таким осознанным, глубоким исполнителем? Вместе с Гуменником они проделали невероятную работу со своими хореографами над актерским мастерством, но еще большие изменения произошли в их сознании, ощущении себя на льду. Даже год назад такой номер Женя бы не исполнил просто в силу опыта, возраста, самосознания. Хочется парням серьезных образов в соревновательных программах: они явно уже готовы соединять воплощение глубокого образа со сложными техническими элементами.
Символом доброты и семейности стал номер семьи Тихоновых. Сначала Полина Тихонова исполнила программу под песню Юлианы Карауловой «Сердце мое», а затем передала эстафету родителям, которые исполнили уже любимый всеми номер «Ежик в тумане». «Если тебя нет, то и меня нет», — говорит Алексей Тихонов голосом медвежонка своей жене Марии Петровой. Это как раз тот случай, когда номер идеально подходит исполнителям. Семья Тихоновых так и воспринимается — если одного нет, то и остальных нет. Они — одно целое, пример счастливой ледовой семьи. В истории Ежика и Медвежонка столько нежности, трепета, тепла, что не все способны передать настроение истории Норштейна. Тихоновы — да. В шоу Авербуха «Ежик в тумане» стал как будто квинтэссенцией нежности и добра. Это не просто красивая любовь, как у Синицыной и Кацалапова, Степановой и Букина, Мишиной и Галлямова, Леонтьевой и Горелкина и т. д. Это всепоглощающая любовь, сплетение судеб, полное слияние сердец.
Но кульминацией вечера, конечно, стал номер Оксаны Домниной и Романа Костомарова. Программа построена на чтении письма Романа к жене: он говорит, что Оксана стала путеводной звездой, благодаря которой он жив, может видеть, слышать, ходить, кататься. К истории Костомарова нет равнодушных: в каждом зале, как и сейчас в Петербурге, весь номер зрители стоя аплодируют мужеству Романа и Оксаны. Они стали примером невероятной силы, любви, спасающей с того света, воскрешающей, возвращающей к жизни. Роман поделился в микст-зоне, что тренировки приносят свои плоды и мы скоро сможем увидеть новые номера в исполнении Костомарова и Домниной. Раз они не сдались, значит и мы сможем.
Общий финальный номер Авербух тоже изменил: теперь спектакль заканчивается программой под песню «Жить» — самую символичную и подходящую из всех, что можно представить. Композиция была написана после авиакатастрофы над Синайским полуостровом, а теперь, к сожалению, снова стала актуальной. Музыканты, а вместе с ними и фигуристы завещают: жить. Никто не знает, сколько осталось жить, но только мы выбираем, как нам распорядиться временем. Ледовое шоу Авербуха — отнюдь не танцы на гробах: это эмоциональное воскрешение, надежда и единение. Пока мы здесь, пока мы вместе, мы сильны — вот посыл Авербуха, и зрители этот посыл поняли.