Lifestyle
9 октября 2024, Среда, 17:30

Купить новый роман Пелевина «Круть» можно только в одном случае: культовый писатель продолжает деградировать

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Спойлеров здесь не будет.

В октябре в печать вышел очередной, 21-й роман Виктора Пелевина «Круть» — старший редактор Sport24 и некогда большой поклонник писателя Григорий Каленов оценил новинку и делится своим мнением, стоит ли тратить время на еще одну книгу серии «Transhumanism Inc».

Пелевин выпускал по роману в год большую часть своей карьеры, но критиковать культового автора за чрезмерную плодовитость начали только последнее время. В профильных каналах и прочих местах, где концентрируется читательская публика, его все чаще сравнивают с нейросетью, которая переставляет в разном порядке одни и те же фишечки (темы, нарративы, художественные принципы) и раз за разом продает нам все это под видом свежего контента.

«Круть» — продолжение стагнации Пелевина, а то и его деградация как писателя, если принять в расчет, насколько важное место он занимает в современной русской литературе. Ничего принципиально нового книга не предлагает: эксплуатация удачных идей серии (например, того же ветрогенезиса, в образе которого проглядывается стеб и над нынешней российской идеологией, и экономическими принципами жизни страны) продолжается.

Да, фирменный пелевинский юмор на месте: образованный читатель насладится интеллектуальными отсылками к Проппу и Бахтину, булгаковской шапкой с вышитой буквой «М» (где «М» не Мастер, а Мизогин), трансформацией памятника древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» в знаковый феминистический текст «Моление Марфы-Заточницы». Но частные удачные анекдоты, которые Пелевин всегда упаковывал мастерски, это по сути единственное, чем приходится утешаться.

Еще до выхода книги на Пелевина успели обидеться некоторые феминистки за «фем-блатняк — безжалостных кур-заточниц» в кратком описании. Неадекватному, агрессивному феминизму и его первопричинам в «Крути» действительно достается много. Но в основном это получается, как еще недавно говорила молодежь, толсто: все свежие пелевинские панчи, касающиеся темы, на поверхности, хотя именно что оформлены они по-прежнему исключительно ловко.

Понятно, почему феминистки обиделись только сейчас — некоторые из них, как показали дебаты Минаева и Маршенкуловой (внесена Минюстом РФ в список иностранных агентов), не читают книги дальше тизера, даже если готовятся их обсуждать. Но заядлые фанаты Пелевина в курсе, что куда тоньше и глубже в рамках вселенной «Transhumanism Inc» автор уже издевался над победившим феминизмом путем переноса мужских биологических функций на торжествующих женщин, для которых главным символом триумфа стало первоочередное право доказывать свое гендерное превосходство в постели путем пенетрации.

Солнцев Владимир/ИТАР-ТАСС

В самоповторах Пелевина обвиняют последние несколько лет — и в этом смысле вряд ли получится сказать что-то новое. Самого автора, очевидно, задевают эти претензии. Пелевин пытался посмеяться над своими критиками, например, через оформление первой книги одноименной серии «Transhumanism Inc». В «Крути» он вообще делает это прямо в тексте, вкладывая ответ на претензии в приведенный фрагмент книги персонажа Шарабан-Мухлюева.

Кстати, этого выдуманного автора тоже подозревают в том, что поздние его тексты написала нейросеть. По-пелевински тонко, в общем, не получилось и здесь.

Шарабан-Мухлюев недоумевает: что означает замечание, будто его книги об одном и том же? Имеются в виду буквы, слова или знаки препинания? Нет, Шарабан-Пелевин, речь про художественные методы. Например, смешение составляющих принципиально противоречивых по отношению друг к другу дискурсов: в «Крути» ими оказались античная мифология, христианство и внезапно палеонтология.

Такое мы уже видели у Пелевина — и не раз. В романе «Чапаев и пустота» герои Гражданской войны, взятые из сермяжного соцреализма, чрезвычайно удачно поселяются во вселенной, существующей по принципам буддизма. В «Generation «П» аккадский культ соединяется с современными на момент выхода романа медиа.

В «Крути» в местах лишения свободы среди заключенных правят представители низшей в реальной жизни касты — петухи. Согласно сюжету, так произошло в результате коррекционного подавления маскулинных мужчин (феминизм победил, вы же помните?), потерявших вследствие этого свою власть. Стандартный ход для постмодернизма — перевернуть систему с ног на голову. В романе «Generation «П» Пелевин делал что-то похожее — там медиа не реагировали на события и не освещали их, а сами формировали реальность, преследуя собственные интересы.

РИА Новости

Но «переворот» в «Generation «П» был концептуальным. Им подчеркивалась абсолютная власть телевизора в 90-е, который и правда формировал реальность, как пожелал, выставляя на свое усмотрение акценты, что-то умалчивая, что-то наоборот — подавая максимально активно. А в случае с петухами и «Крутью» остается только посмеяться. Пусть прежней пелевинской глубины здесь нет, стоит отметить, что шалость удалась. Только вот на российскую зону после нее Пелевину лучше не попадать…

В очередной раз всплывает и буддистская картина вселенной, и способ развлекаться в мире «Transhumanism Inc» через переселение в динозавров (ранее были коты). В общем, повторов действительно много.

Стоит ли читать новый роман Пелевина «Круть»? Стоит только в одном случае — если вы преданный поклонник творчества автора и по-прежнему искренне наслаждаетесь его ироничной интерпретацией социо-культурных реалий нашего мира. В частностях у Пелевина это по-прежнему получается лучше всех — и их хватит тем, кто действительно ценит подобное.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0