Ради популярной в США русской водки американцы построили в СССР заводы: страны обменялись напитками
«Русская», «Московская», «Столичная» — многие неравнодушные к спиртному жители Советского Союза могли узнать, какая бутылка из знаменитой водочной триады перед ними наощупь — по форме бутылки. Но культовый статус водка приобрела и на Западе.
Уже в 1954 году «Столичная» обошла уже известный американцам бренд «Смирнофф» — причем обошла во время слепого тестирования. А четыре года спустя «Столичная» завоевала золотую медаль на международной выставке в Брюсселе.
Ради поставок водки на американский континент правительство США разрешило вести переговоры производителям газировки — так пепси-кола стала первой западной газировкой, официально поступившей в продажу в СССР. Взамен PepsiCo должна была заняться импортом и распространением в США водки «Столичная» и игристого вина под маркой Nazdorovya.
В 1973 году было подписано соглашение с СССР, по которому американцы еще и построили в Союзе несколько заводов по разливу пепси-колы. Напиток продавался за рубли, а на вырученные деньги американцы закупали водку «Столичная», которую реализовывали в США. На деле обходились вообще без денег: сколько выручила советская торговля за газировку — на такую же сумму американцы получали водки.
Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин договорился об обмене газировки на водку по формуле «литр на литр», но на деле получилась хитрая система: водка считалась как готовый продукт, а газировка — в виде концентрата. Таким образом, поставки шли в соотношении 1 к 17 не в пользу американцев.
В 1973–1981 годах в США было отгружено 1,9 млн декалитров водки «Столичная» на сумму 25 млн долларов. При этом напитка «Пепси-кола» за тот же период привезли 32,3 млн декалитров, а от его продажи выручено 303,3 млн рублей (с учетом валютного курса — на 139,3 млн рублей больше).
Правда, в 80-е спрос на советские напитки начал падать — тогда американцы переориентировали бартер на закупку советской военной техники.