В Америке этот советский фильм считают шедевром. А в СССР на премьерном показе его не могли досмотреть до конца
Советский кинематограф известен своей уникальной эстетикой и глубокими фильмами. Среди таких произведений — знаменитый фильм Андрея Тарковского «Сталкер», который стал объектом внимания и обожания за рубежом, но вызвал недоумение и даже апатию у части советских зрителей.
В конце 1970-х годов Андрей Тарковский закончил работу над своим новым фильмом «Сталкер». Режиссер был уверен, что его картина обладает потенциалом для получения главных призов на мировых кинофестивалях.
«Кажется, действительно, «Сталкер» будет моим лучшим фильмом, — записал режиссер в дневнике 10 февраля 1979 года. — Это приятно, не более. Вернее, это придает уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах.
Мне они не нравятся — в них много суетливости, преходящего, ложного. (В «Сталкере» этого меньше всего). Просто другие делают картины во много раз хуже. Может быть, это гордыня? Может быть. Но раньше это правда».
Однако на премьерном показе в СССР в 1979-м многие не могли досмотреть картину до конца. «Если кто-то думает, что русские понимают «Сталкер», то глубоко ошибаются. На премьерном показе, в советское время, в 400-местном зале, к финалу фильма нас осталось 4 человека», — пишут в Сети. Этот факт может объясняться различием между ожиданиями советских зрителей и тем, что фильм фактически предложил. «Сталкер» был далеко от традиционного советского кино, и его медитативный характер, философская глубина и аллегорический сюжет несколько не вписывались в стандартные представления о кино как о развлечении.
Тем не менее были и те, кто вдохновился «Сталкером» сразу после первого просмотра: «А мне зашло сразу, несмотря на то что отличается от книги, дает такое же ощущение. И долгий путь в зону — это время размышления, совсем не тяготило меня. А игра актеров просто великолепна!» Это подчеркивает факт, что «Сталкер» требовал от зрителей готовности к вдумчивому просмотру и восприятию кино в качестве искусства.
Несмотря на свой потенциал, фильм был показан всего в трех кинотеатрах Москвы. Госкино считало 196 копий, отправленных в другие города, неоправданно большим количеством, из-за неудач в показе «Соляриса» прошлого фильма Тарковского. Чиновники также отказали в заявлении «Сталкера» на конкурсную программу Каннского кинофестиваля. Но благодаря усилиям зарубежных прокатчиков фильм продемонстрировали вне конкурса, и он был одобрен критиками и жюри, получив специальную премию в 1980 году.
«Потрясающая пресса во всех газетах в связи со «Сталкером» в Канне. Просто-таки триумфальная. Джан Луиджи Ронди называет фильм гениальным и оценивает его как величайшее произведение. Даже повторять неловко все, что он говорит. В общем, это был взрыв», — писал режиссер.
Парадоксально, но в киностудии «Мосфильм» не проявили должного интереса к успеху фильма за рубежом. Интересный разговор произошел между женой Тарковского и директором киностудии «Мосфильм» Николаем Сизовым. Лариса Тарковская спросила, что известно о прокате фильма в Каннах, на что Сизов ответил: «Да, провалился. Люди уходили с фильма» (по воспоминаниям Тарковского).
Несмотря на неоднозначные реакции на премьере и внутренние трудности, «Сталкер» остается популярным и актуальным фильмом. Его отреставрированная версия в 2017 году в США получила широкое признание и заработала значительные суммы за короткий период показа. Фильм продолжает привлекать внимание российских зрителей. В истории кинематографа «Сталкер» остается одним из самых важных произведений советского и мирового киноискусства.