В легендарный фильм Балабанова затащили звезду из «Гарри Поттера». Он называл русского режиссера жестоким зверем
Всем известно, что Алексей Балабанов пытался добиться максимальной реалистичности в своих фильмах, из-за чего премьеры некоторых из них оборачивались скандалом (смотри, «Груз 200»). В «Войне», которую легендарный режиссер снял в 2002 году, шокирующих сцен не было, но даже при кастинге Балабанов не отказался от своего подхода.
Один из персонажей «Войны» — английский пленник в чеченском плену, которого из кавказской ямы посылают в Англию за выкупом своей невесты. Балабанов решил: раз по сюжету есть англичанин — значит, и играть его тоже должен англичанин. И написал специалисту по кастингу в Великобритании Фионе Рейх. Та привезла в Россию Иэн Келли — того самого, которого через пару лет весь мир запомнит как отца Гермионы Грейнджер.
Келли поразил путь, который должен пройти его герой за время картины, и согласился несмотря на то, что Балабанов сразу показался ему крайне резким человеком. Не помогли уговоры друзей и семьи, которые до последнего доказывали Иэну опасность этого путешествия. Но молодой англичанин наоборот был рад этой авантюре — и махнул на Кавказ.
Приключение, действительно, было запоминающимся. Началось с того, что Балабанов посадил всех актеров фильма в гостиничном номере в Нальчике и начал показывать настоящие видеохроники, в которых террористы казнили людей. Потом Иэн рассказывал, что образы с этих видео будут преследовать его до конца жизни и назвал Балабанова «зверским человеком».
В Балабанове Келли не нравилось многое. Например, англичанина возмутила сцена, где он вместе с группой актеров плыл по бурной горной реке с порогами на плоту, вдобавок отстреливаясь от противников. Балабанову было плевать на безопасность, главное — максимальный реализм. Когда от такого экстремального заплыва отказался и главный герой картины Алексей Чадов, режиссер наорал на него, заявив, что уволит, если трюк не будет исполнен, чем едва не довел начинающего актера до слез.
Также англичанин назвал оскорбительным купание героини Ингеборги Дапкунайте в горной реке, где температура воды едва была выше нуля, а также вспоминал, что во время сцены в плену они сидели в настоящей яме. Никаких павильонов — никакого даже минимального комфорта для актеров.
Балабанов в шутку называл Келли «западником» и «капиталистом». Иэн уже на полном серьезе считал, что у режиссера была какая-то детская травма из-за чего тот настолько оскорбительно обходится с актерами. Русская партнерша Келли успокаивала актера: «Все русские режиссеры работают так».
Отдельно Келли выделял Сергея Бодрова, который снялся в эпизоде «Войны». Знакомство с ним произвело на Иэна большое впечатление:
«Помню, как Сергей сказал что-то вроде: «Я никогда не собирался быть актером. Это вышло случайно». Балабанов устроил ему разнос, поскольку тот недостаточно сбросил вес. Я чуть с ума не сошел, буквально не ел неделями, чтобы сыграть этого заложника, — для меня это было частью работы. Я буквально обезумел от голода, живя только на кофе и водке. Сергей же совершенно не собирался худеть и нисколько на этот счет не беспокоился. Между ними была такая своего рода непринужденность. Балабанов ничем не мог его пронять — в отличие от Чадова, которому хотелось, чтобы режиссер был им доволен. Сергей ладил с Балабановым благодаря этой своей полной непринужденности — своеобразному пофигизму. В некотором смысле это был единственно правильный способ общения с Балабановым, поскольку тот не хотел актерского мастерства — он хотел, чтобы актер «просто жил» в кадре, так что в этих пределах их обоих это устраивало.
Бодров был изумительным актером, и, скажем правду, он терпел все эти неудобства, снимаясь в «Войне» только в виде одолжения Балабанову. У него была маленькая роль. Это была самая кошмарная часть съемок, в горах Чегема, на скалах. Он ведет себя героически, и в него влюбляется невеста моего персонажа, потому что он — «настоящий мужчина». Думаю, ему все это было как с гуся вода. Он участвовал в фильме в виде одолжения, и у меня сложилось впечатление, что это отрывало его от какого-то проекта, над которым он в тот момент работал».
После съемок «Войны», которые Келли достойно выдержал, он с гордостью говорил англичанам, что будто побывал на фронте. Но работать в России ему понравилось: через несколько лет он снялся в еще одном российском проекте — «Адмирал».
И только потом попал во вселенную «Гарри Поттера». Возможно, российский опыт ему с этим тоже помог.