Из-за санкций российские клубы стали сами шить себе форму. Почему до этого не додумались раньше?
До сезона-2023/24 больше половины команд Российской Премьер-Лиги (РПЛ) традиционно одевались в форму от одного из трех гегемонов рынка — Nike, Adidas или Puma. В прошлой кампании ситуация резко изменилась: кто-то обратил внимание на незасвеченные ранее фирмы (например, Kelme), а пять клубов и вовсе стали выступать без официального экипировщика. Наиболее интересное решение проблемы игровой формы придумал «Краснодар» — клуб Сергея Галицкого выпустил комплекты собственного производства. Тем же путем пошла и владикавказская «Алания».
Летом 2023 года «Краснодар» прекратил сотрудничество с немецкой компанией Puma и впервые презентовал форму под собственным брендом. Весь процесс создания экипировки, начиная с разработки визуала игровых комплектов до контроля над производством, осуществлялся специалистами клуба.
Домашний комплект был выполнен в традиционной палитре клубных цветов — от темно-зеленого до неонового. Гостевой комплект сопровождался более мягкими, светло-мятными тонами, а его особенностью стала перламутровая эмблема с цветовым переливом.
Странно, но революционное решение краснодарского клуба не вызвало большого ажиотажа в прошлом году. Зато релиз формы перед сезоном-2024/25 заслужил комплиментов в двойном объеме.
Базовыми цветами домашней формы стали классические для «быков» черный и зеленый. Поля каждого цвета разделены по вертикали, занимая ровно половину пространства, а в центре композиции — инвертированная вариация клубной эмблемы.
Для выездной формы был разработан дизайн с абстрактными мотивами, которые отсылают к внешнему вида стадиона «Краснодара».
«Алания», как кажется, подошла к вопросу еще более основательно. Владикавказцы долгое время хотели комплект с индивидуальным дизайном, раскрывающим культурные особенности региона. В преддверии 100-летия договориться с компаниями большой тройки не удалось — экипировщики предлагали неудобные условия. Тут-то «барсы» задумались над созданием собственного бренда — Armstrong & Campbell, который был назван по фамилиям английских коммунистов, основавших клуб в 1921-м. Тогда живший по соседству Михаил Булгаков написал на стене их дома следующее: «В этом городе основан футбольный клуб, которому уготовано славное будущее. 1921».
Одной из задач руководства клуба во главе с Владимиром Гуриевым была локализация производства в России. Основная часть формы отшивается в Северной Осетии, еще часть — в других регионах страны.
Презентация комплекта формы на сезон-2023/24 в высокогорном поселке Кармадон — отдельный вид искусства. В ней приняли участие игроки академии, один из лидеров нынешнего состава Батраз Хадарцев и капитан чемпионской «Алании» Инал Джиоев.
Перед новым сезоном клуб вдохновился комплектом формы 1997 года. После эпохального чемпионства 1995-го, красно-желтые добавили к традиционным цветам черный.
Характерной особенностью комплектов, которая особенно понравилась местным болельщикам, стали слова на осетинском языке на вороте футболки. Nyfs, Lægdzinad и Qaru — дух, мужество и сила — основополагающие принципы осетинского мужчины.
«Одежда должна говорить, — убеждены создатели бренда Armstrong & Campbell, — и то, что мы можем готовить индивидуальные решения для «Алании» и других клиентов, является нашим неоспоримым плюсом. Одежда — не только предмет быта, но и способ коммуникации между клубом, спортсменами и их аудиторией. Это немного больше, чем то, что можно просто носить».
Не исключено, что в ближайшие годы все больше российских клубов прибегнут к услугам бренда из Северной Осетии или решатся на самостоятельный пошив игровой формы.