Что будет дальше с ценами на авто в России
С 1 октября 2024 года в России начали действовать новые ставки утилизационного сбора на автомобили. Относительно прежних ставок сбор вырос на 70–85%. Это неминуемо сказалось на розничных ценах, которые тут пошли вверх. Но чего ожидать в ближайшей перспективе? Будет ли очередное подорожание перед новым годом? Или уже в 2025 году? Бежать за новой иномаркой сейчас или уже поздно? Разберемся в этом вопросе.
Злой и ужасный утильсбор
Многие уже знают, что утильсбор уже давно перестал выполнять свою первичную функцию и стал своего рода очередным налогом на автомобиль, который никак не затрагивает заботу об окружающей среде, вторсырье и вот это вот все. Вторичная функция утильсбора — своеобразный барьер от импорта: он уплачивается за все автомобили, и ввезенные, и выпущенные внутри страны, однако местным производителям впоследствии его полностью или частично компенсируют из средств бюджета .
Нынешнее повышение затронуло только юрлиц и тех, кто импортирует автомобиль для перепродажи. Граждане, которые самостоятельно ввозят авто с двигателем объемом до 3,0 л для личного пользования и пользуются льготными ставками утилизационного сбора, будут уплачивать налог по прежним ставкам.
Если говорить более конкретно, но не вдаваясь в тонкости калькуляции, то утильсбор за легковушку возрастом до трех лет и с ДВС объемом 1–2 литра подскочил с 300 600 до 556 200 рублей. Для 2–3-литровых машин — с 844 800 до 1 562 800! Разумеется, вся эта нагрузка ложится на конечного потребителя. Плюс к этому ставки теперь будут индексироваться каждое 1 января на 10–15% в зависимости от типа транспорта.
Как уже изменились цены
В октябре новые легковые автомобили подрожали в среднем на 2–5%. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Плюс к этому за счет отказа от части дилерских скидок розничные цены выросли еще примерно на 50 000 рублей.
Замгендиректора «Авилона» по продажам новых машин Ренат Тюктеев отметил, что компании отреагировали на индексацию утильсбора по-разному, но в среднем цены в октябре выросли на 3–5%.
«Автостат» подсчитал, что 12 марок подняли цены. Geely кроссовер Atlas стал дороже на 2–4%, Atlas Pro — на 1,4–3,7%, Cityray — на 2–2,1%. Chery провела индексацию в среднем на 0,4–2,7%. За Omoda теперь придется отдать на 1,1–2,5% больше. Jetour T2 стал дороже на 5,3 — 6,3%, а «Веста» поднялась в цене на 0,6–5,3%.
Основной рост цен еще впереди?
Повышение цен в октябре окажется не последним. Да, автобренды поспешили обновить свои прайс-листы, но они по традиции пытаются избежать резкого одномоментного повышения, стараясь в меру своих сил «размазать» эту автомобильную инфляцию хотя бы на несколько месяцев. Подобная картина наблюдалась и в прежние волны, в том числе в моменты резких скачков в 2014, 2020 и 2022 годах.
Временно сдержать волну компаниям помогают солидные складские запасы новых автомобилей, скопившихся на складах. Однако надолго их не хватит: в октябре розничные продажи легковушек выросли на 51% относительно октября 2023-го (сказалось желание россиян приобрести машину до основной волны подорожания).
Но негативное влияние на цены оказывает не только резко возросший утильсбор. Еще двумя «черными лебедями» является снижение курса рубля и рост ключевой ставки. Последнюю Центробанк повысил с 19 до 21% на своем заседании 25 октября. И этот фактор так или иначе повлияет на цены, даже если покупать транспортное средство за «наличку»: производители, импортеры и дилеры ведут свою операционную деятельность в том числе за счет кредитов. Разумеется, возросшие издержки в очередной раз лягут на плечи рядовых россиян.
Наконец, курс доллара только с начала сентября по конец октября вырос примерно на 13 рублей. На место доллара можно поставить китайский юань — динамика отечественной валюты от этого не изменится. Куда пойдет курс дальше — никто не знает, но уже случившееся ослабление еще не полностью заложено в розничные цены.
С учетом всех этих факторов в РОАД ожидают, что до конца года новые машины в России могут подорожать еще на 10%. При этом не стоит забывать, с нового года ценники также наверняка будут переписаны в сторону повышения. Так что если вы давно готовились к покупке, то лучше все-таки поторопиться: дешевле легковушки точно не станут.