Что категорически нельзя делать с «роботом»: действия, которые убивают эту коробку передач
Новые виды автомобильных трансмиссий хороши тем, что позволяют существенно удешевить их производство. Однако они чувствительны к условиям эксплуатации, и имеют заметно меньший ресурс, чем у привычных гидромеханических «автоматов».
Комфортные поездки в пробках
Самыми распространенными китайскими «роботами» являются Honeycomb Drive 7DCT, Qisheng Power 7WDCT, 7DCT330 и Getrag 7DCT300, встречающиеся на автомобилях Great Wall, Haval, Chery, Geely и GAC. Почти все они используют более надежные блоки сцепления с масляной ванной. Как результат, по сравнению с немецкими «сухими» «роботами» они ходят в полтора раза дольше и могут достигать пробегов в 150-200 тыс км, после чего требуется замена сцепления. Однако есть у них недостатки, сказывающиеся на надежности.
Роботизированные трансмиссии часто перегреваются при движении в пробках. Дело в том, что алгоритм их работы предполагает движение на малых скоростях с помощью пробуксовок сцепления на второй передаче. Тем самым достигается плавность хода и имитируется работа гидромуфты. На коротких дистанциях это не страшно, однако, при многочасовых ползаниях в заторах в жару, масло не успевает снимать излишки тепла, и сцепление работает на износ. Но главное, перегрев вредит мехатронику, где спрятан блок управления всей трансмиссией. При росте температуры страдает электроника, которая перегорает в самый неподходящий момент. Тогда автомобиль мгновенно превращается в телегу.
В общем, многочасовое движение в пробках на сверхмалых скоростях может убить электронную плату мехатроника. Чтобы избежать этого можно принудительно переводить коробку в ручной режим и ползать на первой передаче. Этот режим менее комфортен, потому как связан с рывками и дерганьем, но более щадящий для трансмиссии.
Раскачка в грязи
Преселективный «робот» боится частых переключений вперед-назад. Если разворачиваешься в тесном пространстве и многократно переводишь селектор из D в R и обратно, то растет вероятность повреждения вилки переключения. Дело в том, что у китайских трансмиссий установлены хлипкие пластиковые направляющие вилок, которые деформируются под нагрузкой. Если заставить машину ехать то вперед, то назад, да еще и переводить селектор в движении, то это верный способ убить трансмиссию. Ударная нагрузка бьет по механике, из-за чего пластиковая направляющая сминается и заклинивает. Придется снимать и «половинить» коробку, чтобы поменять вилку.
Чаще всего такое происходит во время попыток выехать из грязи, когда водитель изображает на китайском кроссовере раскачку «вперед-назад». Если при пробуксовке на первой передаче, с рывком включать задний ход, то момент от двигателя бьет в сцепление и далее в вилку, что и приводит к поломке.
Поэтому «роботы» не подходят для внедорожных упражнений, хотя и часто ставятся на кроссоверы.
Буксировка тяжелого прицепа
Опасной для «робота» является и буксировка прицепа. Эти трансмиссии имеют 7 передач, которые на скоростях до 80 км/ч перебираются, как из пулемета. Если трафик плотный, то за одну минуту машина может допустить 30 и более переключений. Однако при буксировке груженой телеги дополнительный вес сзади циклически тормозит или толкает машину, что порождает дополнительные ударные нагрузки в механизме переключения. Рывки и удары разбивают сцепление и вилки, серьезно увеличивая вероятность скорой поломки.
В общем, роботизированная преселективная трансмиссия хоть и похожа по функционалу на гидромеханический «автомат», но таковым не является. Лучше избавить ее от лишних нагрузок.