Чтобы двигатель прошел 500 тысяч км: что нужно делать с непосредственным впрыском
Инженеры видят большие перспективы за непосредственным впрыском и активно внедряют его в жизнь. Сначала он продвигался на немецких даунсайзингах 1.4 TSI, а затем нашел признание на китайских 1,6-литровых агрегатах. Как же правильно обслуживать эти моторы, чтобы они ходили максимально долго?
Достоинства прямого впрыска
Главное преимущество двигателей с непосредственным впрыском это их высокий КПД. При малом литраже удается снимать большую литровую мощность, не тратя понапрасну топливо. Если обычный распределенный электронный впрыск распыляет топливо с давлением 4 бара в коллектор перед клапанами, то прямой впрыск работает непосредственно в камере сгорания. Форсунка выстреливает топливо с давлением до 250 бар, превращая его в мелкодисперсное облачко. При смешивании с большим количеством воздуха и при подрыве оно выдает несравненно большую энергию, чем обеспечивается высокая мощность и крутящий момент силового агрегата.
Такая система впрыска дозирует топливо в широком диапазоне, обеспечивая состав смеси от стехиометрической в пропорции 1:14 для максимальной мощности до 1:40 для сверхэкономичной езды. Тем самым, мотор может подолгу держать низкие обороты и не тратить топливо понапрасну.
Недостатки впрыска
Но есть у бензиновых моторов с непосредственным впрыском и недостатки. К примеру, у моторов 1.4 TSI от Volkswagen впускные клапаны часто обрастают нагаром. Так как форсунка распыляет бензин прямо в цилиндры, то топливо не омывает тарелки клапанов, из-за чего на них оседает маслянистая пленка, превращающаяся в корку при высоких температурах. Дело усугубляется при повреждениях клапана вентиляции картерных газов или из-за «уставшей» турбины. В результате, клапаны теряют подвижность и могут «подвисать», нарушая работу мотора.
Поэтому на таких силовых агрегатах требуется каждые 30-50 тыс км проводить промывку впускных клапанов и проверять систему вентиляции картера.
Дорогое обслуживание
Процедура чистки клапанов подразумевает использование специального оборудования. Сначала проблема диагностируется эндоскопом, и по результатам назначается промывка. Выполняется она специалистами с помощью распылителя высокого давления.
Для очистки производится демонтаж впускного коллектора с вихревыми заслонками. Через открывшиеся отверстия мастер подает внутрь головки шланг от пневмопистолета и струей химической жидкости с гранулами осуществляет промывку. Клапаны при этом закрыты и не допускают попадания жидкости в цилиндры. Одновременно должна работать вытяжка, борющаяся с загрязнением мотора.
Еще одно обязательно требование для силовых агрегатов с непосредственным впрыском — использование дорогого бензина с моющими присадками. Форсунки высокого давления имеют слишком тонкие сопла, при загрязнении которых нагаром может искажаться форма распыляемого облака. Поэтому моющий бензин должен бороться с посторонними отложениями на форсунках.
Если обеспечивать регулярную промывку впрыска и впуска, не затягивать с заменой фильтров, а также использовать только предписанное по VIN моторное масло, препятствующее появлению детонационного эффекта, то мотор проходит 300-500 тыс км. Правда, для этого лучше сократить интервал ТО с 15 до 7-9 тыс км. пробега. Если же экономить на топливе и на масле, то уже через 80-90 тыс км пробега мотор с непосредственным впрыском превращается в проблему.