Как проверить тормозные колодки: признаки износа, что делать при замене
Тормозные колодки — важнейший элемент тормозной системы любого автомобиля. Без них невозможно создать тормозное ускорение. При нажатии на тормоз колодка взаимодействует с тормозным диском и преобразует силу нажатия в тормозной момент. Иными словами — колодки «схватывают» тормозной диск после нажатия на педаль тормоза. Это возможно благодаря наличию у колодки фрикционного покрытия, которое имеет склонность со временем стираться. Логично, что из-за этого колодки периодически нуждаются в замене. В этом тексте мы разберем, как определить, что настало время менять этот важнейший элемент тормозной системы.
Чем опасно игнорирование изношенных колодок?
Колодки рекомендуется менять каждые 10 тысяч километров. Но это слишком условная цифра — каждый конкретный случай нужно рассматривать в отдельности. Если вы любите быструю и резкую езду, то ваши колодки могут прийти в негодность уже через 5 тысяч километров. А у аккуратных водителей эти детали могут служить и более 20 тысяч километров.
Использование изношенных колодок несет в себе потенциальную опасность не только для вас, но и для остальных участников дорожного движения. Поскольку непредсказуемое поведение тормозной системы может стать причиной крупного ДТП с большим количеством жертв.
Признаки износа тормозных колодок
Есть 3 основных индикатора, по которым можно понять, что ваши колодки нуждаются в срочной замене:
- Скрежет при торможении или снижении скорости. Он возникает при неравномерном износе колодки. Главная причина — сколы и трещины во фрикционных накладках колодок;
- Странная работа тормозной системы. Если тормоза ведут себя непредсказуемо (резко тормозят или наоборот поздно реагируют на нажатие тормоза), то причина чаще всего кроется в изношенных колодках. В таком случае лучше не эксплуатировать авто, а отправиться сразу в сервис. Иначе вы рискуете создать аварийную ситуацию на дороге из-за увеличения тормозного пути или полной блокировки колес;
- На колесных дисках появилась пыль с частицами металлической стружки. Это сразу говорит об износе. Налет темного или угольного цвета — это пыль от стирания фрикционного покрытия. В такой ситуации спасти тормозные колодки уже невозможно — требуется полная их замена.
Полезный факт — по статистике передние колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем задние. Это обусловлено тем, что на них выпадает гораздо больше нагрузки. Поэтому меняйте передние колодки чаще.
Но что делать, если внешних проявлений износа тормозных колодок пока нет, но вы бы хотели понять, в каком состоянии они находятся? Если в машине установлены легкосплавные колесные диски с большими зазорами между спицами, то все очень просто. В таком случае колодки можно увидеть, даже не снимая колеса.
В иных случаях для проверки толщины износа тормозных колодок необходимо снять их и воспользоваться штангенциркулем. Если остаток рабочего места составляет менее 2 мм, то деталь подлежит срочной замене.
Датчик износа тормозных колодок
Многие современные автомобили оснащены специальными датчиками, которые помогают определить износ колодок. Есть два типа датчиков — механические (при износе создают металлический скрежет) и электронные (предупреждают об износе на приборной панели авто). Разумеется, гораздо проще один раз установить датчик, чем регулярно проверять износ тормозных колодок самостоятельно.
Что делать, если колодки подлежат замене?
Крайне не рекомендуется менять тормозные колодки своими силами — лучше обратиться в хороший сервис. Проверьте, чтобы специалисты заменили их вам только парами. Нельзя допускать ситуацию, при которой колодки на одной оси имеют разную степень износа. Это чревато последующими проблемами на дорогах.
Также попросите специалистов обратить внимание на остальные элементы тормозной системы: тормозные цилиндры, трубопроводы, шланги, тормозные диски и многое другое.
Старайтесь следить за состоянием тормозных колодок и не допускайте их критического износа. А обеспечить дополнительную безопасность во время движения даже при исправных колодках вам поможет наш материал о правильном и безопасном вождении.