Как правильно ездить, если уже переобули автомобиль, а на дороге еще попадаются лед и снег
Теплая весна радует автомобилистов солнечными деньками. Температура поднялась почти к летним значениям, и многие автомобилисты поспешили сменить зимние колеса на летние. Какими опасностями это чревато?
Растянутый тормозной путь
Стремление сменить зимние колеса на летние на первый взгляд вполне оправдана. Как только сходит снег, и дневная температура стабильно перебирается через ноль градусов, автомобилистам хочется больше свободы. Скорости растут, а ватные зимние покрышки уже не удовлетворяют спортивным порывам души. Зимние шины менее стабильны, чем летние, в особенности шиповки. Металлические зубья плохо цепляются за поверхность, скользят на асфальте. Машина при превышении скорости сползает с траектории и ведет себя, словно собака на паркете.
Напротив, летние колеса наделяют машину лучшей управляемостью. По сравнению с шиповками они обеспечивают меньший тормозной путь. Со 100 км/ч автомобиль «на лете» останавливается примерно на 2,5 корпуса дальше от препятствия, чем машина «на шипах». С «липучками» разрыв меньше, но и здесь летняя резина помогает выиграть 5-6 м.
Несмотря на то, что производители сертифицируют летние покрышки для температур выше 7 гр, такие колеса по факту сохраняют эластичность резины до 2-3 градусов тепла. Только при -3 гр они заметно твердеют и перестают обеспечивать заявленное сцепление с дорогой. Поэтому водителям весной кажется, что летняя резина вполне справится с весенними скачками температур. Однако это большая ошибка.
Черный лед
Есть у летних покрышек одна особенность, которая при преждевременной смене колес может обернуться большими проблемами для хозяина. Они абсолютно не могут ездить по льду. А весной на асфальтовых дорогах часто появляется необычное и крайне опасное природное явление, как «черный лед».
Дело в том, что за четыре морозных месяца земля промерзает на полтора-два метра в глубину. Весной несмотря на пригревающее солнце почва остается холодной и в сумерки заставляет конденсироваться влагу в неожиданных для водителей местах дорог. Тонкая прослойка воды, выпадающая на дороге, мгновенно замерзает, образуя прозрачную пленку, почти не различимую в свете фар. Издалека кажется, что едешь по асфальту, а под колесами оказывается гладкий и скользкий лед.
Очень опасно, когда участки с «черным льдом» встречаются на склонах и на виражах. Летние покрышки на них мгновенно теряют сцепление с поверхностью, и машину несет в сторону. Чтобы удержать машину на дороге необходимо обладать завидной выдержкой. Обычно водители паникуют, крутят руль в стороны и оказываются в кювете. Противостоять «черному льду» могут только «шиповки».
Мягче на ямах
Еще надо помнить, что зимние покрышки за счет мягкой структуры и усиленных боковин гораздо лучше сопротивляются ударам от дорожных неровностей, которых по весне появляется великое множество. Они лучше поглощают энергию ударов о ямы и защищают диски от повреждений. А это немаловажный фактор.
В общем, лучше не расставаться с зимними колесами до тех пор, пока земля окончательно не прогреется. Обычно это происходит к концу апреля.
Как же быть, если все-таки «черный лед» встретился на дороге?
Не паникуйте и сохраняйте выдержку.
Помните, что обледенелые участки имеют небольшую продолжительность и заканчиваются через несколько метров.
Если автомобиль понесло в сторону, нельзя резко крутить руль по сторонам и прибегать к экстренному торможению. Это еще больше дестабилизирует автомобиль. Лучше действовать плавно.
Если машина пугающе отклоняется к краю дороги, то боятся этого не стоит. Помните, что на обочине нет льда, там много пространства для маневра. Колеса на обочине сцепятся с гравийным покрытием, и машина сможет эффективно тормозить. Гораздо хуже, если автомобиль предательски ползет на встречку.
Включите третью передачу и тормозите двигателем, корректируя направление движения и плавно отводя машину в нужную сторону.