Даже топовые русские фигуристы-танцоры не умеют танцевать. Классная музыка 80-х не стала для них спасением
Международный союз конькобежцев каждый сезон обновляет тему ритмического танца. Раньше еще выбирали обязательный рисунок, который должна исполнить каждая пара. После олимпийского сезона этот критерий отменили, и основной смысл сравнения уровня катания пропал. ISU всеми силами пытается привлечь зрителей к просмотру танцев на льду, особенно после ухода главных звезд, поэтому темой нового сезона стала музыка 80-х.
Было много ожиданий, так как веселые и танцевальные композиции не так часто встречаются в фигурном катании. Правила не ограничивают фигуристов и хореографов в стиле. Главный критерий — это временной отрезок. Казалось, можно придумать много интересного и необычного, особенно внутри России. Пока действует отстранение, легко можно экспериментировать, брать отечественные хиты и креативить.
В первую очередь опасение вызывает общий уровень подготовки сборной. Абсолютно все танцоры разучились скользить — скорость у всех очень низкая, ребра и широкие шаги отсутствуют. С одной стороны, до турниров еще есть время, но сложно представить, как это можно исправить за месяц с небольшим. Даже по сравнению с прошлыми контрольными прокатами уровень очень сильно упал, элементы выполняются грязно и медленно. Почему? Большинство пар вместе работают меньше года. Что касается лидеров, то, варясь в собственном котле, они стагнируют. На данный момент у нас нет ни одного дуэта, который прямо сейчас бы боролся за топ-5 на чемпионате мира или финале Гран-при.
Главное разочарование — сами программы. Несмотря на разнообразие стилей и ритмов, все равно все были очень похожи друг на друга. Были и полные совпадения по музыке, как у Худайбердиевой/Базина и Леонтьевой/Горелкина, так и по исполнителям. Разнообразия не получилось, все были слишком аккуратны в выборе музыки. Сэм Браун, Queen, Майкл Джексон — именно эти артисты пользуются популярностью у нашей сборной. Странно, что так и не прозвучал Принс, хотя его уже использовали в фигурном катании, его песни хорошо ложатся на лед, и с их помощью можно создать интересные образы. Почему парни-одиночники не боятся и берут российскую музыку, взять того же Самарина, а танцоры, которые должны быть предрасположены к творчеству и креативу больше других, цепляются за одну и ту же музыку? Возможно, вопрос кроется в зашоренности тренеров и постановщиков.
Также многие не справились с компоновкой музыки — обязательная смена ритма очень усложняет жизнь тем, кто составляет музыку для программ. Трудно склеить две разные композиции, но всегда можно разложить ритмику и подогнать под биты или акценты. У нас же большинство используют простой прием «затемнения», когда после одного куска сразу идет второй с небольшой задержкой. Из-за этого целостность постановки теряется, не создается общей картины. Особенно это заметно в ритмическом танце, где за три минуты меняется четыре песни.
Неожиданно это тема раскрыла еще одну важную проблему — наши танцоры совсем не умеют танцевать. Звучит, может быть, неправильно, глупо по-обывательски, но открытые прокаты оставили именно такое впечатление. Во время хореографических элементов наши фигуристы двигаются очень зажато, дерганно и нелепо, будто они в первый раз вышли на публику. Вместе с этим они пытаются мимикой создать яркие и красочные образы, что выглядит еще хуже на фоне неотработанных танцевальных движений. Воодушевленно поднимать руки и «страдать» может каждый, а показать нормальную хореографию, как оказалось, очень сложно.
Даже Александра Степанова и Иван Букин с большим опытом не совсем справились с задачей. Помимо разваливающегося танца, они показали достаточно скудные растанцовки, которые в первой части скорее усыпляют, а не показывают эпоху. Но им можно сделать скидку: все-таки пара только вернулась после перерыва.
При просмотре ритмических танцев всегда выделяются те, кто идет намного дальше заявленной темы. Самый яркий пример — «Fame» Пападакис/Сизерон, где вся постановка в открытую издевалась над правилами и мюзиклами. Удивительно, что даже в таком свободном и ярком пространстве, как музыка 80-х, наши тренеры и хореографы смогли пойти по одному пути, очень традиционному и консервативному. С таким подходом российские танцы в ближайшие годы точно не смогут вернуться в мировой топ, даже если фигуристы из нашей страны получат допуск.