Боссы мировой фигурки подвергли адскому испытанию новую суперзвезду. Они могут похоронить его сезон
Прокаты Адама Сяо Хим Фа на этапах Гран-при во Франции и Китае на текущий момент можно без преувеличения назвать главными событиями международной серии. Отдельного уважения заслуживает тот факт, что обе победы фигурист заработал буквально за 9 дней. Но именно в этом кроется главная претензия к правилам ISU.
Ни для кого не секрет, что распределение спортсменов составляется сильно заранее. Обычно составы участников публикуются примерно в июне, в олимпийские сезоны заседание международной федерации может происходить и в мае. Итак, почему же нужно запретить участие спортсменов в двух этапах подряд?
Для начала отметим, что при распределении учитываются многие факторы. Во-первых, «сеяные» фигуристы не могут пересекаться друг с другом до финала и, согласно результатам чемпионата мира, имеют право выбирать себе этапы. Как это работает на практике — сложно сказать однозначно. В случае России спортсмены высказывали свои пожелания федерации, а ФФККР с учетом своих намерений передавала их в ISU.
Во-вторых, локальные организаторы стараются заявить на домашних этапах своих лидеров. Как правило, к местным спортсменам судьи относятся чуть лояльнее, а это может помочь в борьбе за медали. Если есть возможность, все средства хороши — особенно касаемо выхода в финал Гран-при, обновления «сизн бестов» и зарабатывания международного рейтинга.
Нельзя не отметить, что назначение на два этапа подряд несет огромную физическую нагрузку на спортсменов. Тот же Адам на Cup of China сотворил настоящее чудо, повторив в Чунцине шикарный прокат произвольной. Но чего ему это стоило? Пойдем по порядку.
5 ноября в Анже состоялся гала-вечер. Обычно победители турниров закрывают показательные выступления, таким образом организаторы поощряют лучших. Сяо Хим Фа пришлось выступать в начале второго отделения, а в финальном номере французские зрители не увидели своего лучшего одиночника — Адам срочно уехал, чтобы успеть на поезд. При этом официальный заезд на китайский этап значился в среду. В четверг были запланированы официальные тренировки, в пятницу — прокат короткой программы. То есть между этапами у француза оставалось менее трех дней, за время которых нужно было вернуться на тренировочную базу, перезагрузиться и добраться до нового места.
Всегда бывают исключения из правил. Например, Нейтан Чен после победы на ЧМ-2021 намеренно выбрал себе в олимпийском сезоне Skate America и Skate Canada. Американец трезво оценил свои силы, учел нагрузку в университете и наверняка обсудил планы с тренером Рафаэлем Арутюняном. Но это абсолютно другая история. Как минимум Ванкувер и Лас-Вегас находятся ближе друг к другу (всего 2000 км, лететь из Лос-Анджелеса до канадского города всего 3 часа) и имеют один и тот же часовой пояс — не нужно преодолевать последствия джетлага.
Чаще всего серия Гран-при проходит не в столицах стран и даже не во вторых по численности городах. Это значительно усложняет потенциальную логистику. Американка Одри Шин рассказывала, что ее путешествие в Китай заняло 30 часов. Конечно, нужно внести поправку на длительность маршрута с трансатлантическим перелетом. Но даже с учетом перемещения из Анже в Чунцин, что явно поближе, придется провести в дороге не два-три часа, а примерно сутки. От Парижа до Чунцина 8000 километров, прямых рейсов нет. И не забываем про разницу во времени, а она составляет 7 часов. И поверьте, когда летишь с Запада на Восток, то максимально ощущаешь отличия в поясах. Тебя клонит ко сну, ты весь ватный и изможденный.
Фигурное катание — сложнокоординационный вид спорта. Любая усталость может привести к серьезной травме и выбить из тренировочного и соревновательного процесса. Зачем ISU намеренно подвергает риску своих же спортсменов, если этого легко можно избежать на стадии распределения? Остается только надеяться, что Адам успеет восстановиться до финала Гран-при после такого жесткого вояжа. Или хотя бы выйти на новый пик формы ближе к чемпионатам мира и Европы, которые куда важнее коммерческих турниров.