Дэвис и Смолкин страдают без мощи России: их результат на ЧЕ — провал. Влияние Тутберидзе на мир фигурки ослабло
На чемпионате Европы 2024 хватало спортсменов, которые раньше представляли Россию и по взрослым, и по юниорам. Самые известные — это танцевальная пара Диана Дэвис и Глеб Смолкин. Они уже выступали на главных стартах, даже Олимпиаде, а теперь перешли в сборную Грузии и, можно сказать, начали свою карьеру с нуля.
Фигуристы это и сами понимали, поэтому первая половина сезона у них была достаточно насыщенная. Даже без этапов серии Гран-при Диана и Глеб участвовали в большом количестве турниров категории «Б». Это все для получения реального рейтинга и какой-то судейской лояльности. Нет сомнений, что в танцах на льду существует очередь, и только соревновательный опыт может продвинуть дуэт выше.
Правда, это не совсем история Дианы и Глеба. Пока они находились в сборной России, им методично прокладывали дорогу к Олимпийским играм в Пекине. Это было очевидно еще с самого первого старта сезона 2021/2022, а оценки и серебро на чемпионате страны это только подтвердили. В итоге Дэвис/Смолкин выступили на чемпионате Европы-2022, показали себя на Олимпиаде, а после отстранения российских спортсменов от международных соревнований остались в Америке.
Спустя только полтора года поисков они все же нашли возможность сменить федерацию и теперь выступают за Грузию. Пока сложно сказать, что удачно. Они получали медали на небольших турнирах, но всегда выступали с грубыми ошибками, которые судьи оценивали не так строго. Даже на чемпионат Европы этого года, по сути, они попали без отбора, так как не участвовали в национальном первенстве. Логично, что вся их стратегия выстроена на то, чтобы показываться исключительно международным судьям.
В итоге дебют на главных стартах состоялся, но результат совсем не тот, который ожидали поклонники дуэта. Самые смелые из них говорили о борьбе за подиум, топ-5 вообще считался решенным делом. Но по итогам двух программ ребята остановились только на восьмом месте. Пока они даже не улучшили результат страны на этом турнире. Получилась забавная ситуация — два года назад Дэвис/Смолкин стали седьмыми, уверенно обойдя тех, кому проиграли в этом году. Например, литовцы Рид/Амбрулявичюс сейчас закономерно стали третьими, а тогда, в 2022-м, Диана и Глеб выиграли у них 3,5 балла. Также теперь они ниже французов Лопарева/Бриссо, чехов Ташлеровых. Еще одну пару из Франции, Демюжо/Ле Мерсье, в Таллине экс-россияне опередили почти на 24 балла, сейчас те оказались выше впереди…
В первую очередь здесь видна работа федерации. У российских спортсменов изначально была определенная «подушка» за флаг, это было видно всегда и во всех видах, даже более объективных, чем танцы на льду. Ко всему прочему тогда Диана и Глеб катались у более весомого специалиста в мире фигурки — Игоря Шпильбанда. В разной степени все эти моменты влияли на статус пары. Нельзя отрицать, что и фактор Этери Тутберидзе присутствовал.
Сейчас же Дэвис/Смолкин на самом деле все начинают с нуля. У их нового тренера Алексея Килякова нет серьезного имени, И практически нет сомнений, что после такого неудачного ЧЕ вскоре ребята могут начать поиски другого специалиста. Грузия — достаточно маленькая федерация, у которой нет влияния российского уровня. Все это привело к тому, что дуэт, который раньше буквально откармливали баллами и местами, сейчас находится даже не рядом с топами.
Но обелять самих Диану и Глеба мы тоже не будем. Они сами «приложили» усилия, чтобы улететь так низко. Даже видимые всеми ошибки присутствовали на турнире в Каунасе. Самая серьезная — это нестабильная первая поддержка. Кривой заход, Глеб долго не мог принять верное положение, дрожал и не сделал статичную позицию. В протоколе, правда, все идеально — четвертый уровень сложности и неплохие надбавки. Но другие моменты оценивали более строго, в том числе твизлы, дорожки. А бонусы за хорео-элементы были не самыми впечатляющими.
Все ожидали, что у Дэвис/Смолкин будут высокие оценки и приличное место, так как они не раз доказывали, что невозможное возможно. У них получилось в первый взрослый сезон со средними навыками отобраться на Олимпиаду, опередив более статусных и обученных соперников. Они смогли уйти из сильнейшей сборной мира без карантина, хотя остальным активно мешали это делать. Только уже не во всем мире фактор Этери Тутберидзе работает на полную мощность. Чемпионат Европы показал, что невозможно всегда выезжать только лишь на этом. Важны и постановки, и банально чистое катание. Причем это не только мое мнение. Олимпийская чемпионка в командном турнире Екатерина Боброва отметила несовершенство «Лебединого озера» ребят.
«Если ты берешь классику, особенно балета, ты мог бы поставить «Лебединое озеро» современное, какую-то интерпретацию. Но видно, ребята не уходят в эту современность. Но и балета там тоже нет. Дотянутых классических линий, каких-то проездов.
Мы обсуждали в этом сезоне, что, если взять «Лебединое озеро», я сразу начинаю вспоминать Лену с Никитой [Ильиных/Кацалапов]: вот там был балет. Там уже сквозил он, были дотянутые линии, определенные позы. Было видно, что ребята готовились к постановке «Лебединого озера». А здесь…» — цитирует спортсменку «Чемпионат».