Посмотрела японский фильм «Исповедь Валиевой»: вот какой показали русскую чемпионку за рубежом
В фигурном катании очень популярны документальные фильмы. Чаще всего их снимают японские журналисты, и не редко главными героинями становятся российские одиночницы. Так, канал NHK выпустил материал под заголовком «Девушка по имени Отчаяние. Исповедь российской фигуристки Валиевой». Журналистка Sport24 Алена Волкова посмотрела его сразу после премьеры.
Камилу снимали в период с начала сезона 2023/24 и до чемпионата России. В основе — интервью самой фигуристки и ее тренера Этери Тутберидзе, а также кадры с тренировок в хореографическом зале и на льду. Все построено по классическому макету фильмов от NHK: закадровый текст на японском, слова спортсменки и тренера с субтитрами.
Основной акцент режиссер сделал на попытки восстановить четверной прыжок: это неоднократно проговаривается в фильме, показываются попытки и достаточно жесткие падения. Сначала в кадре Камила, которая всеми силами пытается сделать элемент, а голос за кадром отмечает: «Ей нужно четыре оборота, но один из них (последний) никак не удается». Здесь же сразу показывают юниорок: Маргариту Базылюк, которая штампует элементы ультра-си, а рядом потерянная Валиева.
На кадрах из зала хореографии отмечается, что с момента отстранения прошло два года, сейчас перед зрителями не 15-летняя юная Камила, а взрослая девушка, которой уже 17 лет. Акцент делают и на внешние изменения: она выросла, стала другой фигура. Японцы говорят о том, что по сути, пик карьеры Камилы прошел, ведь он как раз выпал на ее первый сезон во взрослых. После этого звучит следующая фраза: «Есть критика в связи с тем, что политика тренировок для худых девушек, которые делают упор на четверные прыжки, тренировки до предела, сокращает пик спортсменов».
Валиева и сама понимает, что сейчас она находится совершенно в другом статусе: «На данный момент на тренировках я делаю все возможное. Стараюсь проходить и под музыку, и максимально доделывать элементы. Стараюсь с каждым разом становиться чуть лучше. Это (не выступать) безумно обидно, особенно, когда ты понимаешь, что работаешь целый сезон, все девочки могли заработать медали и звания. И с каждым годом становится только тяжелее. И прыгать столько, сколько я прыгала в олимпийский сезон и предолимпийский сезон, я чисто физически не могу. Да, мне сейчас безумно сложно физически. Я далеко не в хорошей форме».
И здесь же вступает Этери Тутберидзе: «Давайте я вам врать не буду. Первое — она должна подсушиться. И это она должна сделать сама. И второе — тренироваться в том режиме, в котором она тренировалась».
Очевидно, подняли тему скандала на Олимпийских играх. В этом блоке японцы не позволили себе никаких эмоциональных окрасок: со своей стороны они все рассказали достаточно сухо и по той информации, что есть. Намного важнее здесь слова самой фигуристки, которая обычно старается обходить эту тему: «Со своей стороны могу сказать, что я не принимала допинг сознательно. Я старалась максимально делать все по… Ну, мы проходим курсы РУСАДА, я старалась максимально следовать правилам. Потому что я ехала на Олимпийские игры и настраивала себя так, что это прекрасный праздник спорта. Что это то место, ради которого ты так долго работал, ты так долго мечтал. И ты приехал, и, к сожалению, получил другие эмоции и другое отношение».
Этери Тутберидзе же прокомментировала эту тему в своем стиле: «Я здесь не знаю… Во-первых, у меня очень много вопросов: что это, откуда это взялось? Никто не хотел думать даже разумно. Ну, хорошо, она везде на всех стартах — и до, и после — была чистая. А зачем на чемпионате России ей давать допинг? Она весь сезон побеждала, везде была чистая, а тут, значит, мы давай-ка ей… Что там нужно было? Выше прыгнуть? Больше скрутить? У нас же не секунды, когда мы пробежали быстрее или прыгнули дальше, нужен рывок. Нет, у нас этого нет».
Что интересно, Камила также высказалась о повышенном внимании после новостей: «До этого не было особо фотографов, а тут вся арена тренировочная — все вокруг с фотоаппаратами, все фотографируют, особенно фотографируют и выкладывают сразу же то, как ты упал».
А также она рассказала о произвольной программе в личном зачете: «Я вышла на раскатку и поняла, что все. Если я понимала, что я не делаю сальхов, я не делаю аксель, тем более я не сделала тулуп… надо было оставить этот тулуп и не пытаться дальше делать этот то ли двойной, то ли тройной сальхов и пойти уже дальше кататься с тройными прыжками. Но я испугалась, что мне скажут тренеры, почему я не пошла на все прыжки. Наверное, в тот момент я и сдалась».
До этого все интервью были парными, показаны две стороны — фигуристки и тренера. Только вот эти две темы, которые явно задевают личность самой Этери Тутберидзе и показывают ее в не лучшем свете, остались без комментариев. Не известно, отказалась ли она отвечать на это или ее слова просто не попали в финальную версию фильма.
В этом получасовом материале подняли несколько глобальных и важных тем, которые были раскрыты лишь поверхностно. Очевидно, что про допинг в тот момент они не могли много говорить, ведь тогда все еще продолжалось дело и не было окончательного решения. Только вот в итоге получился небольшой коллаж из нескольких проблем, которые просто показаны без раскрытия и какого-то внятного вывода.