Главный шедевр фигурного ЧМ: программа, которая мурашит по полной. Но для судей тренерский штаб важнее
После Олимпийских игр в Пекине мировые танцы на льду пережили смену лидеров. Первая половина сезона-2022/2023 наводила на мысль, что свое место в «очереди» наконец отстояли бронзовые призеры ЧМ-2021 Пайпер Гиллес и Поль Пуарье: именно они завоевали две золотые медали на этапах Гран-при и убедительно взяли свое в финале серии. Однако реализовать победную серию не получилось… С чемпионата мира — 2023 гегемонию установили американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс. Чуда не произошло и на мировом первенстве, недавно прошедшем в Монреале: даже с шикарными прокатами канадцы остались с серебром. Когда же была пройдена точка невозврата для Гиллес и Пуарье?
Они образовали дуэт еще в далеком сезоне-2011/2012 и долгое время были третьим номером канадской сборной. Несмотря на серьезную конкуренцию, довольно скоро Пайпер и Поль обрели важный актив — собственный стиль. Их называли арт-хаусом в танцах на льду: необычный выбор музыкального сопровождения, зачастую рваный ритмический рисунок, притягивающий внимание к их постановкам как магнит. Также постепенно Гиллес/Пуарье скатывались, добавляя к уникальным задумкам подчищенную технику.
Результаты не заставили себя ждать — ни разу с сезона2014/2015 спортсмены не уезжали с этапов Гран-при без медалей. Но первым по-настоящему крупным прорывом для них стала победа на домашнем этапе Гран-при Skate Canada-2019, где они обошли действующих вице-чемпионов мира Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью. Что любопытно, именно Донохью был партнером Гиллес на юниорском уровне, и вместе они дважды брали бронзу чемпионата США среди юниоров.
Затем началась пандемия, а с ней — неизбежная отмена главных стартов. К счастью, несмотря на неопределенность после почти года «в подвешенном состоянии», в 2021-м ISU отстоял проведение мирового первенства. До Стокгольма, как известно, из топ-дуэтов не добрались главные претенденты на золото — многократные чемпионы мира и Европы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон. Пайпер и Поль ухватились за шанс и забрались на третью ступень пьедестала, обойдя серебряных призеров ЧМ-2015 и чемпионов ЧЧК-2020 Чок/Бейтс. Бронза ЧМ-2021 стала второй важной отсечкой в карьере канадцев. Очевидно, что в том олимпийском цикле бороться за медали им было не под силу, но в будущем заработанные титулы могли послужить подспорьем для больших побед.
В начале сезона-2022/2023 казалось, что Гиллес/Пуарье готовы занимать позицию лидеров. Для произвольного танца они переложили на лед мюзикл «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера о судьбе первой леди Аргентины, взяв за основу саундтреки к киноадаптации в исполнении Мадонны. Эмоциональная постановка заслуженно набирала лучшие относительно других баллы, пробирая до мурашек и, как выяснится позже, станет личной и особенно важной для Пайпер историей. Удачным вышел и ритм-танец под «Do What I Do». Судьи заслуженно ставили их на первое место на всех стартах.
Будем откровенны, возможность получения титулов увеличили и их основные соперники Чок/Бейтс: в межсезонье они сфокусировались на выступлениях в шоу, растеряв соревновательную форму. Хотя за осень 2023-го одержимые мечтой о золоте чемпионата мира американцы наверстывали упущенное, к финалу Гран-при все равно остались позади Гиллес/Пуарье.
Но что-то сломалось во второй половине сезона. В январе 2023-го канадцы пропустили национальное первенство, затем снялись с февральского чемпионата четырех континентов. Чок/Бейтс получили шанс реабилитироваться, заработав рейтинг рекордными в сезоне баллами за прокаты на ЧЧК и отыграв тем самым к главному старту 2023-го первое место в «очереди».
Для Гиллес/Пуарье чемпионат мира стал первым турниром после перерыва из-за операции по удалению аппендикса у партнерши (по официальной версии). Прокаты получились неидеальными: чересчур аккуратными, не на размах, как того требовали постановки. Это ощущение в сочетании с падением судейского авторитета не лучшим образом отразились на уровнях, надбавках и компонентах. Хотя ошибки, притом грубые, совершали и Чок/Бейтс, против чемпионов финала Гран-при-2023 сыграла коварная «очередь», имеющая особый вес в танцах на льду из-за большего количества субъективных параметров оценивания. По итогу канадцы, некогда претендующие на золото, остались с бронзой, пропустив вперед не только американцев, но и итальянский дуэт Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри. Как ни странно, Пайпер была счастлива даже такому исходу:
— Не могу подобрать слов, чтобы описать, как я горжусь нашей медалью. Спасибо партнеру, докторам, семье, тренерам и друзьям за то, что они были рядом и поддерживали меня все эти месяцы. Мы это сделали, я невероятно счастлива. Вы не представляете, чего нам стоила эта медаль.
Действительно, никто даже не мог тогда представить цену этой бронзы … Гиллес нашла в себе силы поделиться личным лишь несколько месяцев спустя, в преддверии ставшей важной для нее даты — Международного дня борьбы против рака яичников.
В середине октября 2023-го фигуристку начали беспокоить головокружения, боли в животе, общее недомогание. На первых порах она не придавала значения симптомам. Но все же по советам близких прошла обследование и в конце ноября получила неутешительные результаты анализов — опухоль. Вероятность худшего сценария повышал наследственный фактор: в 2018-м рак унес жизнь матери Гиллес. Еще и по злополучному стечению обстоятельств именно в том сезоне Пайпер интерпретировала на льду Эвиту Перон, умершую от онкологии. В общем, запускать ситуацию было нельзя.
После победного для Гиллес/Пуарье финала Гран-при партнершу ждала операция, а затем непростая реабилитация. Тренировочный процесс удалось возобновить не так скоро, как ожидала сама спортсменка, так еще и исключительно в специальном корсете с поддержкой ослабших мышц пресса и спины. Некоторые элементы пришлось вспоминать практически заново. Так что подготовка к чемпионату мира вышла скомканной как физически, так и психологически. Главное — это то, что болезнь была выявлена на ранней стадии, а врачи позволили Пайпер вернуться в спорт.
Но именно в тот момент канадцы упустили возможность возглавить мировые танцы на льду, а сезон-2023/2024 лишь увеличил отрыв Чок/Бейтс от всех остальных. Даже поистине выдающийся произвольный танец Гиллес/Пуарье с драматургией, элементами, четко вписанными в музыкальные акценты, несравненной целостностью не помог одержать им победу над американцами в финале Гран-при и на мировом первенстве. Упущенный годом ранее, но заработанный в 2024-м титул чемпионов ЧЧК тоже не изменил ситуацию в их пользу…
На главном старте сезона2023/2024 «Грозовой перевал» заблистал как никогда — и судьи это признали первым местом в ПТ. Однако отрыв Чок/Бейтс после РТ был практически непреодолимым для танцев на льду. Хотя канадцы тоже выдали отличный прокат, по сравнению с действующими чемпионами мира им заметно поскупились на уровни и вторую оценку. В дело вступили титулы американцев, мощь федерации и ряд других субъективных факторов, обозначившие потерю Пайпер и Полем лидерства еще в прошлом сезоне. Все же впервые в карьере они стали серебряными призерами чемпионата мира-2024.
Получится ли им удержать хотя бы вторую позицию до Милана-2026? Большой вопрос. Во-первых, турнир пройдет на домашнем для закрепившихся в тройке Гиньяр/Фаббри льду. Отрицать принцип «дома и стены помогают» в фигурке глупо… Во-вторых, непонятно, все ли топ-дуэты намерены остаться до Олимпийских игр. Но сама Гиллес, прошедшая через страшные испытания, еще готова идти вперед:
— Я думаю, что сама победа в произвольной программе показывает нам, что мы способны быть на вершине подиума на чемпионате мира. Я думаю, сейчас трудно осознать, что будет дальше и как перейти к следующему шагу — к золотой медали. Однако посмотрим, что будет дальше. Мы обещаем, что будем держать наших конкурентов в напряжении и заставлять всех зрителей гадать, как же мы изменимся в ближайшие месяцы. Мы любим делать это.