«Не отношения мужчины и женщины». Самые успешные братско-сестринские дуэты в истории фигурки
Считается, что семейные узы — самые крепкие, самые постоянные, самые надежные, притом до такой степени, что порой создают подспорье для уникальных сочетаний в спорте. Нередко фигуристы переносят историю любви со льда в жизнь, но бывает и обратное, когда история душевной близости переносится на лед из жизни. Сестры и братья, выступающие вместе в парном катании или в танцах на льду, обладают особым чувством локтя на уровне ДНК и, по сути, должны за счет этого выигрывать у еще «нескатанных по жизни» дуэтов. Однако на деле поистине успешные братско-сестринские тандемы можно пересчитать на пальцах…
Интересно, что по статистике такие дуэты более многочисленно представлены в танцах на льду, нежели в парном катании. Но эта тенденция оформилась примерно в 1970-е — возможно, в ответ на включение этого вида в олимпийскую программу. До тех пор в топы выбивалось несколько спортивных пар, объединявших сестру и брата на льду, в том числе чемпионы мира-1950 и серебряные призеры Олимпиады-1952 Кэрол и Питер Кеннеди из США; двукратные чемпионы Европы, трехкратные бронзовые призеры ЧМ и бронзовые призеры Олимпийских игр-1952 и -1956 Марианна и Ласло Надь из Венгрии; двукратные бронзовые призеры чемпионатов мира и участники Олимпийских игр-1964 и -1968 Синтия и Рональд Кауффман из США. Последние, хоть и не добрались до подиума Олимпиады, вошли в фигурнокатательную историю благодаря исполнению уникального для того времени выброса-аксель. Впоследствии элемент получил говорящее название «кауффман».
Сегодня перспективный дуэт родственников представляют члены сборной США Мария и Иван Моховы. Эти русские американцы — дети экс-фигуристов, так что их путь в спорте был предначертан самой судьбой. Непосредственно в таком формате тандем образовался в 2015-м: 9-летняя Маша и 16-летний Ваня перешли из одиночки в пары и начали скатываться. Как признается Мохова, желание сменить вид было навеяно карьерой отца Андрея Мохова, который долгие годы выступал в паре с будущей олимпийской чемпионкой Оксаной Казаковой и в 1991-м остановился в шаге от подиума чемпионата мира среди юниоров.
Пока что Моховым под силу только войти в сборную и завоевать парочку медалей на местечковых турнирах. Но сами спортсмены верят, что победы и признание еще впереди, а семейные узы — достоинство, а недостаток: «Взаимное уважение — ключ к успеху любой пары, особенно когда вы находитесь рядом со своим партнером 24/7. Мы даже не спорим, у нас хорошие отношения на льду и за его пределами».
Так уж сложилось с годами, что братско-сестринские дуэты — прерогатива танцев на льду. Наверное, самым ярким примером в этом контексте являются французы Изабель и Поль Дюшене. За 7 сезонов на взрослом уровне им удалось собрать полный медальный комплект на ЧМ, включая золото в 1991-м, а также стать четырехкратными призерами ЧЕ и завершить карьеру на красивой ноте — серебром Олимпийских игр-1992.
Помимо наград, Дюшене смогли достичь цель даже поважнее — привнести самость в танцы на льду и сломить стереотипное восприятие вида исключительно в романтическом ключе. Их произвольный танец «Дикари» сезона 1987/88 — все еще явление и эксперимент для фигурки той эпохи вплоть до того, что оценки судей разились от 5.0 до 5.7. Они продолжили развивать в некотором смысле собственный новаторский стиль и дальше — индейский танец сезона 1989/90 и по сей день считается одной из образцовых постановок под этнические мотивы.
Спустя 12 лет после завершения Дюшене карьеры образовался другой в будущем признанный дуэт с аналогичным семейным статусом — Майя и Алекс Шибутани. Они встали в пару в 2004-м, когда Майе было 10, Алексу 13, а уже в сезоне 2006/07 одержали дебютную победу на значимом старте — ЧСША среди новисов. Постепенно американцы совершенствовали мастерство катания и с первой попытки ворвались на пьедестал взрослого ЧМ-2011, завоевав бронзу. По-настоящему весомые награды, включая серебро ЧМ-2016 и личную бронзу Олимпиады-2018, они заработали лишь во втором олимпийском цикле.
Как раз тогда, когда карьера сестры и брата Шибутани пошла в гору, фигуристы столкнулись с критикой относительно родства, но продолжали признавать то, что хотя статус «сестры и брата», а не «Майи и Алекса» эмоционально давит, он не вызывает у них кризиса идентичности.
В ноябре 2016-го Александра Степанова и Иван Букин остались позади Шибутани, на 3-ей ступеньке Cup of China. Особенно жестко отреагировала на победу американцев олимпийская чемпионка-1988 в дуэте с Андреем Букиным Наталья Бестемьянова:
— Это танцы на льду, которые подразумевают отношения между мужчиной и женщиной, а то, что показали победители этапа Шибутани — интерпретация музыки, прекрасный современный танец, но не дуэт, не отношения мужчины и женщины. Я об этом уже писала в Международный союз конькобежцев.
Довольно странные слова от Бестемьяновой, учитывая доминирование тогда в фигурке Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона, которые никогда не позиционировали свой танец как историю любви. Хотя можно долго спорить об истинной миссии этой дисциплины: кажется, прочтение определенных тем с позиции двух абстрактных фигур, а не любовников внесло разнообразие и пропитало танцы на льду неосязаемым семейным теплом. Некоторые болельщики вообще убеждены в ангажированности судейства на ОИ-2018 — к слову, последнем турнире в карьере Шибутани — в связи с их якобы несоответствующим дисциплине статусом сестры и брата.
Комментарий пользователя под официальным видео произвольного танца Майи и Алекса в YouTube набрал за 5 лет более 25 тыс. лайков:
— Вызывает разочарование то, что судьи не воспринимают всерьез партнеров-братьев и сестер, а ищут только романтическую/сексуальную связь. Не все сводится к этим вещам; иногда самые прекрасные моменты происходят между членами семьи.
Еще один комментарий с более 9,5 тыс. лайков:
— Они похожи на двух веселящихся друзей, и я нахожу это намного более освежающим (новаторским) в сравнении с классической романтической историей.
Очевидно, что духовная близость, читающаяся в тандеме Шибутани, стала близкой для зрителя. Что может быть ценнее?
Наравне с США за звание братско-сестринской державы поборолась бы и Чехия. Этот «бум» зародился еще в 1960-е — параллельно с выделением танцев на льду. Ева и Павел Романовы четыре года подряд (с 1962 по 1965) забирали золото ЧМ. Любопытно то, что до успехов в танцах на протяжении 3-х лет Ева и Павел скатывались как спортивная пара, но уже в сезоне 1958/59 нашли больший простор для реализации как танцоры. И не прогадали, получается.
На современном этапе сразу два дуэта, сражающиеся за первый номер сборной Чехии, являются сестрой и братом в жизни. Это Натали Ташлерова и Филип Ташлер, а также более юные Катерина Мразкова и Даниэль Мразек. Хотя оба тандема пока не добирались до медалей крупных стартов на взрослом уровне, они цепляют внимание, что важно, не необычным сочетанием сестры и брата, а нестандартным подходом к постановкам. Возможно, свое дело сделало как раз неголословное родство душ, позволяющее чувствовать друг друга как нельзя чутко и на льду.
Вообще, как и в любом деле, вряд ли семейные связи могут обеспечить превосходство или априори оставить в лузерах. С одной стороны, это мостик для лучшего взаимопонимания и более эффективного взаимодействия в тренировочном процессе. С другой, разногласия могут перенестись со льда в жизнь или создать помеху для интерпретации классических образов, подразумевающих любовь между мужчиной и женщиной и потому не воспринимающихся в исполнении кровных родственников.
Главное — это разделять работу и семью, двигаясь при этом навстречу общей цели. Только такое моральное, а не генетическое единодушие способно сделать из любого дуэта, неважно — из сестры и брата, двух возлюбленных или просто подобранных тренерами партнеров — успешный тандем на льду.