«Звонит Трусова: нужен номер». Самый прогрессирующий хореограф России: он ставит программы многим нашим звездам
Никита Михайлов — один из главных российских хореографов. Постановщик работает над программами многих фигуристов сборной. Новый сезон не станет исключением.
В начале июня Михайлов стал гостем Sport24 на канале «Фигурка» на сервисе Boosty, где ответил на все вопросы зрителей трансляции. Ниже — некоторые цитаты хореографа с нашего эфира. Полностью запись интервью доступна здесь.
Кто в новом сезоне будет кататься с постановками Никиты Михайлова
Группа Светланы Соколовской: Марк Кондратюк — мы подготовили две программы, поискали новые образы. Эдуард Карартынян, Николай Колесников, Елизавета Куликова — ребятам всем тоже все поставили, плотненько свою работу я уже провел. Группа Алексея Мишина: с Евгением Семененко мы сделали короткую программу, еще там есть маленькая талантливая девочка, с ней мы сделали произвольную. И штаб Евгения Плющенко: Софья Муравьева, Макар Игнатов, Елена Костылева и Кира Трофимова — одну программу поставил Кире, остальным по две. Работали с Дмитрием Алиевым. Тружусь над короткой программой Владимира Литвинцева.
Анонс программ Кондратюка
Музыка, которую мы использовали в короткой — мне кажется, под такой стиль еще никто никогда не катался. Музыка из произвольной — под нее катались, но прочтение Марка… Будет что-то новенькое, очень интересно и необычно. Настрой у Марка боевой: графики, тренировки, желание показать себя присутствует. Только вперед!
Соня Муравьева застряла в лирике?
Я бы не сказал, что она прям застряла в лирике. Прошлая короткая была мощная, на разрыв. Это не была медленная история. Соня — энергетически сильная фигуристка. У нее получаются агрессивные вещи.
Не знаю, расстрою ли я зрителей или нет, но в этом сезоне у Сони лиричный образ точно будет. Но я делаю музыку с новыми вставками.
Короткая и произвольная у Муравьевой будут связаны между собой. История одна, а персонажа два: в короткой один, в произвольной — другой.
Как меняются программы фигуристов по ходу сезона
Все программы не остаются в начальном формате, потому что в течение сезона есть изменения по прыжкам, заходам. Программы всегда насыщаются, к чемпионату России видоизменяются с точки зрения наращивания. А дальше уже, скорее всего, ничего не меняется, это уже такой максимум, который мы нарабатываем. То есть мы ставим в конце сезона, все лето накатываем, что-то наращивается, а потом дорабатываем по ходу первых стартов.
Как работает Бенуа Ришо
Ставит за 3-4 дня и уезжает. Потом тренер мне говорит: «Посмотрите, пожалуйста, может, что-то добавите, скажете мнение». Я высказываю свое профессиональное мнение, где можно сделать какие вещи, на что ребенок говорит: «А мне Бенуа сказал ничего не менять». Я: «Ну здесь же у тебя мало движений, здесь ты просто бежишь на перебежку, можно что-то еще». — «Нет, Бенуа сказал ничего не менять».
Слышал такое, что Бенуа оформляет бумагу либо с тренером, либо с федерацией, что, если в программе что-то меняется, он сразу вычеркивает свое имя из постановщиков. С точки зрения творчества это неправильно: ты за три дня поставил, это же не значит, что так должно остаться на весь сезон. Все-таки творчество — это более подвижная вещь. Такой формат я не поддерживаю.
С группой Соколовской мы меняем что-то под моим контролем: Светлана Владимировна звонит, я сразу еду. С питерскими ребятами — они сами меняют, что-то делают. Но, естественно, это все равно в лучшую сторону, у меня, как у Бенуа, нет таких проблем. (Смеется.)
Про постановки прямым конкурентам
Я вообще не обращаю на это внимания: их это никак не смущает, меня тоже. Я знаю, что всем делаю разное, не повторяюсь в шагах, подходах, движениях. Они тоже не видят в себе одинаковости. Последний год мне Алексей Николаевич Мишин говорит, что я не повторяюсь и что это нечастое явление — такая похвала для меня ценна и важна. Он меня и приглашает, зная, что у каждого из его учеников будет своя оригинальная постановка.
Его никак не смущает, что я работаю с другими. Я под спортсменов подстраиваюсь, а не заставляю их подстраиваться под себя. Сейчас у меня будет Марк (Кондратюк), Женя (Семененко) и Дима (Алиев) — конкуренты в мужском катании, нигде нет ничего одинакового.
О работе с композитором
У меня есть друг — Алексей Галинский. Мы познакомились с ним, когда работали над шоу, он туда музыку писал. У него была своя рок-группа. После этого я подумал, почему мы для фигурного катания не пишем музыку? Меня никто в этом не поддержал, все достаточно скептически отнеслись к этому. С нуля писать сложно, поэтому я начал давать Алексею референсы.
Я сам могу соединить разные музыкальные отрезки, но иногда возникает большая сложность в сведении двух треков, они могут резко обрубаться или быть разными по ритму. Тут на помощь приходит Леша, который сэкономил мне часы работы. Я просто показываю, какие треки мне нравятся, отправляю ему и говорю: «Сделай как-нибудь, пожалуйста». Иногда он писал целые дорожки, добавляли биты в оригинал.
Нейросети и написание музыки
Использовать нейросети — интересный эксперимент. Искусственный интеллект же везде работает: диагнозы ставит, фильмы делает, можно и с музыкой попробовать. Это точно будет что-то новое.
Про значимость олимпийской произвольной программы Марка Кондратюка
Олимпийская произвольная Марка Кондратюка — моя самая значимая постановка. Олимпийская программа навсегда ею и останется. Сложно сказать после такого сезона, что какая-то вышла удачнее. Мы со Светланой Владимировной (Соколовской) обсуждали, что был «Иисус», а остальные произвольные «ну, так». В этом сезоне у нас новая попытка, я надеюсь, мы это исправим. Мне кажется, это будет круто.
Из других своих значимых постановок могу назвать «Черный ворон», которую я делал Марку за сезон до этого. «Мастер и Маргарита» Жени Семененко мне тоже понравилась, очень круто в его исполнении. Для Лизы Туктамышевой обе хорошие сделали и Билли Айлиш, и «Восток». Петр Гуменник — «Призрак оперы» может встать на уровень с любимыми.
Как создавался номер Александры Трусовой «Отпускаю»
С Сашей у нас коннект достаточно прочный, творческий союз получился очень хороший — с момента, когда она пришла в ЦСКА, потом мы с ней продолжили работать в шоу. Сейчас она просто иногда звонит: «Мне нужен новый номер, давайте что-нибудь сделаем». Мы начинаем искать, крутить.
Для шоу Этери Тутберидзе она сказала, что один номер у нее будет под AC/DC, а для второго надо найти что-то противоположное. В поиске музыки я наткнулся на «Отпускаю». Показалось, что это она. Сказал ей: «Саша, это твое». Мы попробовали, ставили на катке у Этери Георгиевны — и попало. С Сашей у нас прям творческий тандем, это сто процентов.
Саша любит каждую деталь четко проговаривать, там нужно каждую руку, каждый переход, каждый взгляд. Но, отдавая ей должное и говоря комплимент, сейчас, по истечении времени, она иногда стала творчески что-то добавлять, когда катает. Именно креативит. Если раньше она говорила: «Я сама не буду, нет, вы мне должны поставить», — то сейчас Саша сама может что-то добавить. Она уже ушла от «я не могу» — Саша может, это я точно знаю. Не всегда хочет, но точно может.
О сравнении Евгения Плющенко и Адама Сяо Хим Фа
Мужское катание я смотрел только на чемпионате мира. К своему стыду, это первый год, когда я посмотрел только последнюю группу. Понравился Адам Сяо Хим Фа. Именно как фигурист, не могу сказать, что программа — что-то сверхъестественное.
В России самым харизматичным фигуристом был Евгений Плющенко. Когда он выходил на лед, появлялась сразу какая-то энергетика, звенящее приятное напряжение. Адаму, конечно, очень далеко до всех регалий и титулов Плющенко, но по воздействию харизмы на зрителей он оказался среди участников ЧМ-24 ближе всех к Жене.
О лучших программах в мировом сезоне-2023/24
Васильев (Денис, латвийский одиночник. — Sport24). Стефан (Ламбьель, двукратный чемпион мира, тренер Васильева. — Sport24), конечно, всегда в своем ключе. Он не отходит от своей стилистики. Но в своем ключе он прекрасен.
Кстати, я бы не сказал, что катание Ильи Малинина слабое. При условии, что там четверных столько, как раз в этом плане они забили его программу, и там, на мой взгляд, уже нету такой пустоты, как она была, когда он там еще год назад. Они в любом случае сделали упор на это. Поэтому Илья сто процентов делает большой шаг. И сделает еще больше.
О трудностях при выборе музыки, иноагентах
Идея нереализованной программы для Марка Кондратюка на турнир шоу-программ жива. Но, к сожалению, она не прижилась из-за исполнителей, которые стали иноагентами, поэтому нам Первый канал это запретил.
Раскрывать пока не буду, но это прямо марковская очень крутая история. Я надеюсь, она выстрелит в какой-нибудь момент. Может, через годик или еще чуть позже. Это тот случай, когда и Марк подходит, и музыка, и состояние — все три части. Русская сюжетная история. Она отчасти закончилась трагично, но, наверное, это одно из, почему будет так очень животрепещуще и тронет вообще людей.
Если раньше мы вообще никогда не задумывались на тему, что можно брать, а что нет, и могли использовать все что угодно, то сейчас могут сказать: «Не надо».
Например, недавно мы выбирали музыку для Димы Алиева на произвольную, и там в одной из них пела Наргиз, и нас попросили уйти от этого. Получается, уже два раза попался.
О впечатлениях от «Русского вызова — 2024»
«Русский вызов» — хорошая, интересная история. Мне безумно понравился номер Оксаны Домниной и Максима Шабалина. Также среди фаворитов Саша Степанова / Ваня Букин. Но мне как будто там не хватило каких-то эффектов еще. Вообще, их номер и катание были офигительными. Вживую это прям суперски. Это чувство позы, какие-то их замирания. Как и Домнина/Шабалин. С этим дымом. Там все сошлось. Вот ты сидишь, и для тебя это кайф.
Понравился Роман Савосин — творческий номер. Он взялся за очень редкую вещь. Я вообще забыл про этот фильм. Они вспомнили, нашли. Это был именно хороший номер, крутая актерская игра. По крайней мере, из тех, кто там выступал, так никто не сыграет.
По ощущениям, я ставлю на первое для себя Домнину/Шабалина. По творчеству, образу — Савосина.
Ягудин опять вышел и забрал победу. Они взяли абсолютно прекрасное стихотворение. И оно легло в нужный момент. Леха сумел вновь показать свои актерские навыки. Мы уже просто просим, чтоб Алексея не допускали. (Смеется.) Сколько можно выигрывать? Пора дать дорогу молодым!
А вообще, я бы добавил, чтобы в «Русском вызове» еще хореографам давали награду. Чтобы их выделяли, а не только спортсменов.
Полная видеоверсия разговора с Никитой Михайловым доступна здесь.