«Творят полнейшую дичь». Молодой русский тренер жестко прошлась по мировым боссам фигурки
Чемпионка Универсиады Бетина Попова после окончания карьеры не оставила фигурное катание и активно работает с другими спортсменами — ставит программы, улучшает скольжение, работает над образами. Одни из самых известных учеников Бетины — спортивный дуэт Алены Косторной и Георгия Куницы. Попова стала гостем одного из прямых эфиров Sport24 на сервисе Boosty, где подробно ответила на абсолютно все вопросы зрителей. Ниже — некоторые ответы хореографа. Полная запись эфира доступна здесь.
Про повторы музыки у фигуристов
Общий чатик хореографов, где мы делились бы музыкой, не помешал бы. У нас безумное количество повторов. Мы уже знаем, что «Онегиных» будет много. Я думаю, не одна «Мастер и Маргарита» нас ожидает в этом сезоне, «Дюна» тоже.
Но все любят держать все в тайне, даже между собой не всегда готовы раскрывать эти секреты. Честно, даже будучи хореографом, я это не очень понимаю. Ты ставишь программу, пока она накатывается, это все равно видят другие специалисты, которые приходят и оценивают ее… Только, наверное, как сюрприз и интрига для зрителей это имеет смысл. Между собой все равно все всё знают. Спортсмены из разных групп общаются, со временем уже все знают друг про друга.
Не понимаю, зачем так долго это скрывать? И почему бы заранее это не обозначать, если есть какие-то идеи? Но кому-то нравится интрига.
«Мастер и Маргарита» для Косторной/Куницы
Алена хотела что-то классическое, и, не буду врать, мы с Сергеем Сергеевичем Росляковым тоже хотели для ребят более классическое амплуа. В прошлом сезоне у них были сравнительно современно-дерзкие «Голодные игры».
Пока они готовились к многочисленным шоу и Алена занималась балетом, она очень сильно прокачала себя в этом всем. Но чистую классику брать не совсем хотелось, потому что у нас есть общая стратегия относительно нескольких сезонов и хотелось бы именно классику ставить через годик. Сейчас все еще идет процесс скатывания, есть шершавости. Чистую классику стоит брать, когда все выверено, все идеально.
Решили остановиться на варианте, который известен русскому зрителю и относится к классической истории для российского фигурного катания.
Конкретно «МиМ» — это выбор ребят, это то, что Алена хотела и прямо видела. Когда Алена чего-то хочет, надо соглашаться. Эта девчонка точно знает, что на ней хорошо и в чем она хороша.
Сотрудничество Косторной и Куницы с Натальей Линичук
Это была наша с Сергеем Сергеевичем идея. В Россию приехал такой необычный, неожиданный специалист. Было очень здорово использовать эту возможность, чтобы с ребятами поработал новый человек. Новое видение всегда в плюс. Очень редко бывает, что ты кого-то позвал и это сработало в минус. Если даже новые постановки или движения не прижились, это все равно хороший опыт для спортсмена, который можно использовать.
В этом плане постановка была классной, потому что Наталья Линичук их почувствовала и как спортсменов, и как личностей.
Сначала была постановка на полу, и только потом перебрались на лед. Интересная была работа, за четыре дня справились. Разумеется, сейчас программа в процессе доработки. Она получилась очень прикольная, динамичная. Надеюсь, мы все это сохраним к сезону, потому что в парном катании есть такие неприятные вещи, как элементы, прыжки, выбросы и вот эта вот вся «гадость», перед которой нужно набирать скорость. Я очень надеюсь, что нам удастся все сохранить. Сейчас, когда ребята катают макет, это выглядит как танцорская программа — постоянно что-то происходит: связки, переходы, хваты. Это круто, я очень рада.
С Натальей Линичук мы на связи, Алена и Гоша ей видео присылают. Она очень классная, спокойная, мягкая — максимально подстраивалась под ребят, под их темперамент, под то, что им удобно, что подходит. Она использовала не заученные вещи, а искала новые прямо на самих ребятах.
Работа Косторной и Куницы с тайным помощником
В работе над парными элементами у них есть тайный помощник, который сам не так давно катался. Они на хорошем контакте, это классный спортсмен. Работают над техникой и над ее «удобностью». Конечно, технике и элементам ребята и так обучены — вопрос в том, чтобы это вошло в их тело на автоматизме, чтобы не было никаких проблем. Кто он? По ходу сезона узнаете.
Возвращение Трусовой
Эта новость меня сильно обрадовала. Круто, когда ты продолжаешь свою карьеру. Мне хотелось бы, чтобы у нас были звезды такого уровня и масштаба, как, например, Каролина Костнер. Несколько поколений на нее равнялись и любили ее. Наши девчонки, это «ТЩК» (Трусова, Щербакова и Косторная. — Sport24) могло бы тоже стать ориентиром для молодежи, как моя любимая Лизонька (Туктамышева. — Sport24), что карьера — это не однодневная история.
Ожидания от предстоящего танцевального сезона и «очередь»
Это будет еще более непредсказуемый сезон, чем прошлый. Появилось много новых интересных пар, и они все плюс-минус на одном уровне. Из юниоров вышли крутые ребята. Они тоже достаточно серьезные — что Екатерина Рыбакова/Иван Махноносов, что Анна Коломенская/Артем Фролов, что Анна Щербакова/Егор Гончаров. Три пары, которые уже и судьям, и зрителям полюбились. Они встают в такую непонятную очередь, которой по факту сейчас и нет. Сейчас происходит непонятно что. Это правда удивительно, потому что во всем мире есть очень большая очередь в танцах, а в России — как накатаешь, так и окажешься.
Здесь будет очень интересный сезон. Будет интересная схватка Иры Хаврониной/Девида Нарижного с Лизой Худайбердиевой/Егором Базиным, они к концу сезона уже стали Лизу с Егором догонять, чуть-чуть наступать на пятки. Конечно, Саша Степанова/Ваня Букин будут оставаться лидерами, это понятное дело. А дальше вот будет вообще непонятно что происходить. Василиса Кагановская/Максим Некрасов, Елизавета Пасечник/Дарио Чиризано — и очень много еще на кого можно посмотреть. В танцах будет очень жарко!
Очень жду Соню Леонтьеву и Даню Горелкина. Они мои фавориты сами по себе, программы тоже должны быть интересными. У Сони и Дани горят глаза, они безумно любят спорт, и это подкупает больше всего. Их отношения между собой в паре, готовность к экспериментам — это магия.
Про Собинину/Ходыкина
Тася сейчас выкарабкивается из травмы, делает это достаточно долго. Они катаются в шоу на роликах без особой нагрузки. Все равно сильная работа ей пока запрещена, они не могут делать ни выбросы в полную силу, ни прыжки. На шоу катаются с поддержками, с подкрутками и хотя бы их держат в тонусе. Травма очень неприятная, с ней ничего не сделаешь, нужно просто ждать. И мы ждем, потому что Тасе хочется выполнить мастера спорта и Денису еще есть что сказать в спорте.
Пока что программы не ставили. Мы договорились, что если выйдем в сезон, то будем делать что-то относительно восстановленного колена. Сейчас говорить не о чем. Чтобы поставить, понять, например, удобный ли заход, надо штук десять выбросов сделать, а мы не можем. Ребята выходить в сезон хотят, но тут вопрос не только желания, но и здоровья.
Шоу Алины Загитовой
Ледовое шоу — это про популяризацию нашего вида спорта. Это круто. Приходят новые зрители, смотрят, наслаждаются. Для спортсменов это возможность заработка, что тоже хорошо. Для Алины это вдвойне хорошо. Скажем честно, не так много людей, у которых есть свое шоу. Начинать никогда не поздно, это здорово.
Для Алины это возможность что-то начать. Возможно, оно не будет сразу сверхгениальным. Но фигурное катание — это дело всей ее жизни, она это любит, она в этом хороша, почему нет? Рядом будут люди, которые помогут разобраться.
Эфир состоялся до анонса шоу Евгении Медведевой.
Изменения правил ISU
Меня доводят до трясучки изменения в танцах и парах. С танцами я уже смирилась, что они творят полнейшую дичь. Но пары… Когда предложили убрать три прыжка, убрать поддержку, парное вращение, я подумала: «Здорово, а мы что, еще одни танцы делаем?» Это какой-то бред.
Идти по пути упрощения парного катания — глупость. Я могу понять упрощение танцев в пользу зрелищности. Хотите, чтобы люди не парились с крюками-выкрюками, а чтобы они просто танцевали под дискомузыку и зрители такие: «Ю-ху!»? Ок. Но в парах так не прокатит. Это самый зрелищный вид, там самые крутые элементы. Как в мастерах можно убирать одну поддержку и сделать ее хореографической? Для меня это шок.
Есть тезис, что мировое парное катание умирает. Но я с этим не согласна. Да, оно не на пике, скажем честно, но оно живет. Чемпионат мира показал, что нет проблемы с тем, что нужно прыгать каскад. Люди справляются. Нужно делать три поддержки? Ок, ребята прекрасно с этим справляются. Там очень конкурентоспособные фигуристы, очень классные программы, хорошее катание и качество элементов. Зачем? Почему? Непонятно. Я искренне не понимаю.
Но есть и позитивные изменения. Увеличить возраст юниоров у партнеров до 23 лет — вообще без проблем. Действительно, в парах это иногда является камнем преткновения. У девочки с мальчиком должна быть большая разница в росте, а в подростковом возрасте девочки чаще вырастают быстрее. Очень сложно составить гармоничную пару, и берут мальчика, который значительно старше. И когда нужно выходить в мастера из юниоров — начинается шляпа полнейшая. Кто куда, меняются партнеры, переворачиваются пары и так далее. Это правило ничего плохого не делает. Не вижу большой разницы между юниором в 21 и юниором в 23, ничего критичного нет.
Много лет все прыгают, ничего не случилось, все продолжают прыгать, все отлично. Зачем упрощать, во имя чего? Наоборот, нашему спорту не хватает прозрачности и зрелищности для зрителя. Прыжки — это основа в этом плане.
Выбор музыки для ритм-танца от ISU
Они делают диско из сезона в сезон — то 80-е, то 70-е и социальные танцы. Я не знаю, кто там сидит. Но кто-то явно очень ностальгирует по своей молодости. Был момент, когда пытались сделать хип-хоп, вальс на следующий сезон, еще что-то. А тут просто берут и делают одно и тоже. Этого человека явно нужно оттуда убирать. Он делает что-то нехорошее с нашим видом спорта, очень нехорошее. Ритмический танец превратился в несмотрибельный, катастрофический ужас.
Я бы выбрала вальс. Его давно не было, он сложен в исполнении, очень важна музыкальность. Вот у нас в свое время было — вальс с маршем нужно было обязательно соединить, и разбирайтесь как хотите, без какой-либо темы. Почему бы это не вернуть? Это давало какую-то возможность. А тут социальные танцы. Они сами по себе ничего не несут. Я знаю, что много кто сейчас ставит программы и они просто не понимают, что от них хотят. Похожая история была со стритдэнсом. Что такое «уличный танец»? Никто не понимал, особого определения этому нет. Те, кто сидят в ISU, не понимают сами, что делают. С танцами они делают ужас, это преступление.
Прорыв года в международных танцах на льду
Пайпер Гиллес и Поль Пуарье на чемпионате мира. Это было то, чего я от них не ожидала. У спортсменов есть плюс-минус потолок и уровень, на котором они существуют. А они прямо выдали, вырвались из этого. Они и так хороши изначально сами по себе, а тут очень рванули вверх. И это было круто.
Из молодняка, конечно, мне нравятся два чешских дуэта. Пусть у Ташлеров (Наталия Ташлерова/Филип Ташлер) не так сильно получилось, потому что были ими допущены дурацкие ошибки. Мразеки (Катерина Мразкова/Даниэль Мразек) чуть успешнее вышли. И еще, разумеется, дуэт был корейский Ханна Лим/Цюань Е. На них интересно смотреть, там девочка просто какая-то космическая.