Наше фигурное катание становится по-настоящему русским. Но не все спортсмены этому помогают
Уже третий сезон российские фигуристы находятся в изоляции. Федерация создает новые турниры внутри страны, чтобы сохранить форму и мотивацию спортсменов. Пока до конца не ясно, когда закончится отстранение, поэтому фокус делается на определенную публику.
В такой ситуации можно экспериментировать и пробовать новое, так как на кону не стоят серьезные титулы и медали. В основной массе фигуристы не видят это окно возможностей, а двигаются по знакомому сценарию. Так проще, так легче, как поют «Звери». А ведь сейчас самое время обратиться напрямую к российским зрителям.
Сразу видно изменение настроения аудитории, когда на соревнованиях звучат знакомые композиции. Приходит больше понимания и вовлечения, поэтому русская музыка хорошо работает именно на российскую публику. Фигуристы шли к этому долго, и только на прошедших контрольных прокатах начали двигаться в данном направлении.
Чаще всего используют классиков. Например, Софья Муравьева и в короткой, и в произвольной показывает образы из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Алена Косторная и Георгий Куница выбрали не менее культовый сюжет — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и саундтрек из одноименного фильма. Только эти темы проходят по касательной и не так хорошо отзываются.
Намного важнее использовать язык и слова, уже много лет правила это допускают. Одиночница Софья Акатьева представила произвольную программу, основанную на сюжете фильма «Адмиралъ». В середине постановки звучат реплики главной героини, а во второй половине слышна песня «Анна» в исполнении Виктории Дайнеко. Даже те, кто не знаком с сюжетом и первоисточником, понимают близость этой темы, так как слышат знакомую речь.
Еще лучше язык использовал Дмитрий Алиев в своей произвольной программе. Для постановки с сюжетом романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина фигурист с постановщиком выбрали письмо Онегина к Татьяне, наложили его на музыку и вокруг этого построили образ главного героя. Зрителям этот персонаж знаком еще со школы, как и стихи. Тут даже без полного погружения в контекст понятен замысел, потому что тема по-настоящему известна каждому.
Также есть более народные мотивы, которые усваиваются благодаря самой музыке. Короткая Романа Савосин поставлена на песню «Ямщик, не гони лошадей» в исполнении Ивана Реброва. Это классический русский романс, в котором используются знакомые паттерны народной песни. У Романа получилось сделать из этой постановки не клишированную историю про «рубаху-парня», а точно показать стилистику и какие-то особенные черты такого жанра.
У танцоров всегда особый регламент. Каждый сезон ISU задает определенную тему для короткой программы. В этот раз на выбор предложены три десятилетия: 50-е, 60-е и 70-е, с возможностью использовать разные версии песен, а не только оригиналы. Здесь как раз просится показать свою культуру и музыку своей страны, но додумался до этого только один дуэт. Анна Щербакова и Егор Гончаров выбрали шуточную песню «Косил Ясь конюшину» в исполнении ансамбля «Песняры», которая тоже считается народной. Пока остальные примеряли на себя выдуманные образы из фильмов, бывшие юниоры показали незаезженную идею.
Кажется, что выбрать русскую музыку или песню со словами на родном языке — очень простой ход, чтобы привлечь аудиторию. Про эффект узнавания и его влияние знают, кажется, все, кроме наших фигуристов. Для них легче взять абстрактного Чайковского или Рахманинова, и так показать русскую культуру. Сейчас ситуация меняется, все чаще фигуристы берут неформатное музыкальное сопровождение и показывают, что запомниться не так сложно.