Сменившие гражданство РФ фигуристы своровали программу у гениев. Тутберидзе разрешает
Парное катание — самый сложный вид в плоскости постановки программ и продумывания образов. У фигуристов много технических элементов, которые непросто органично вписать в цельную историю с хореографией. Поэтому любые новаторские идеи — скорее исключение, чем правило.
На первом этапе международной серии Гран-при Skate America впервые выступили Анастасия Метелкина и Лука Берулава, экс-россияне, ныне представляющие Грузию. На турнир с ними приехал не только Павел Слюсаренко, но и сама Этери Тутберидзе, в Техасе выступит ее дочь. По результатам короткой программы Метелкина/Берулава занимают 3-е место, однако больше внимания привлекла их постановка.
В качестве музыкального сопровождения они выбрали песню «Why?» Bronski Beat. А костюмы почти в точности повторяют образы из ритмического танца сезона 2019/20 олимпийских чемпионов Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона. И это проблема.
Понятно, что совпадения абсолютно нормальны, в них нет ничего катастрофически страшного. Намного хуже, когда референс или объект вдохновения слишком очевиден, что сразу накладывает определенные обязательства на фигуристов.
За программой Габриэллы и Гийома стоит серьезная и важная история. Их легендарный «Fame» был ответом на тему ритм-танца. Мюзиклы и паттерн финнстеп казались странными, они начали тенденцию к уходу от классического паркета, а также отказом от основного принципа этого вида фигурного катания. Французы уже тогда понимали вектор этой идеи, поэтому такая программа стала откровенной насмешкой над ISU. Вместо классики, которую выбрали все лидеры, они умчались в шикарный эпатаж, именно поэтому программа стала значимым, но молчаливым высказыванием.
У Метелкиной/Берулава мотивация очень простая. Они заметили, что «веселый стиль» нравится публике и подходит дуэту, поэтому решили продолжить в том же направлении. Есть много способов, образов и музыки, которую можно использовать с таким намерением, но выбор пал на простую копирку.
В короткой программе у спортивных пар сложно показать какую-то яркую постановку из-за плотности обязательных элементов. Поэтому музыка и образы существовали отдельно, а для отсылки к определенному стилю были сделаны только пара маркировочных движений. Поэтому программу нельзя назвать неудачной или плохой — ее просто нет.
В профиле ISU в качестве хореографов указаны Сергей Плишкин и Иван Малафеев, но влияние подхода Этери Тутберидзе очевидно. Не зря же она выводила Анастасию и Луку на прокат и потом сидела с ними в зоне ожидания оценок. Ее отношение к плагиату и заимствованию стало очевидным в это межсезонье.
Социальные сети штаба выкладывали процесс постановки программ. Тутберидзе предложила Арсению Федотову в произвольной использовать слайд, который стал отличительным движением одиночницы Вероники Яметовой. На это решение она сказала: «Не можем? Что? В красной книжке охраняется? В энциклопедию внесено?».
Для этого тренерского штаба абсолютно нормально пользоваться чужими находками. В фигурном катании за таким следят только зрители, а судьи вряд ли будут обращать внимание на совпадения. Только вот программа Метелкиной/Берулава не сможет существовать отдельно. Танец Пападакис/Сизерона очень значим для современного спорта, чтобы не проводить параллели. В этом сравнении грузинский дуэт сильно проигрывает.