Главный трансфер года в Англии. Он решит судьбу следующего сезона
28 июня в Англии прогремела главная новость трансферного лета: «Манчестер Сити» вышел из сделки по Деклану Райсу. 24-летнего капитана «Вест Хэма» теперь уже со 100%-й вероятностью подпишет лондонский «Арсенал». Райс станет самым дорогим английским футболистом в истории: Стэн Кронке заплатит за него 100 миллионов фунтов + бонусы.
Этот трансфер — свидетельство того, что «Арсенал» прямо сейчас заканчивает цикл обратного перерождения в топ-клуб. Честно говоря, я уже не помню времена, когда моя любимая команда могла всерьез посражаться с чемпионом АПЛ за пленившего ее игрока.
А здесь — не просто посражались, здесь выиграли трансферную битву подчистую. «Сити» вышел из сделки исключительно по-джентльменски — осознав, что за Деклана придется переплатить непомерно дорого и что самое главное: он все равно при этом не будет счастлив.
Да-да, не удивляйтесь: Райс действительно фактически озвучил свое желание перейти в «Арсенал», а не в «Манчестер Сити». Инсайдеры из фанатской среды «Вест Хэма» пишут следующее: «Мы можем подтвердить, что «Манчестер Сити» общался с «Вест Хэмом» по поводу трансфера Деклана Райса, но не делал официальных предложений. Им четко дали понять, что Райс реально хочет в «Арсенал», а не в «Манчестер Сити». Ключевой фактор — Артета».
Для тех, кто не следит за АПЛ слишком пристально — например, для Дэвида Джеймса, — этот инсайд может показаться странным. Джеймс недавно возопил в интервью: «Зачем Райсу выбирать «Арсенал»? Его хочет приобрести обладатель Лиги чемпионов, Кубка Англии и английской Премьер-лиги. «Арсенал» же не выиграл ни одного трофея».
Давайте поможем Дэвиду найти причины, по которым Райс захотел в «Арсенал» сильнее, чем в «Манчестер Сити».
Согласно данным из открытых источников, Микель имел разговор с Декланом и очень красочно обрисовал его потенциальную роль в «Арсенале» — пацан после этого уже не мог думать ни о чем еще. Все логично: Райс, которого Гарет Саутгейт и Дэвид Мойес замариновали в опорниках, мечтает играть повыше — а Артета в прошедшем сезоне как раз провернул фокус с превращением бывшего опорника Джаки в гибридную восьмерку. Сейчас Джака уходит в Бундеслигу — пазл сложился.
В «Арсенале» Райс будет атаковать бок о бок с Эдегором, Мартинелли, Троссардом, Сака, Хаверцем и Габи Жезусом — роскошные условия, которые будут лишь подпитывать, а не стопорить его прогресс. Прогресс, которого сам Деклан очевидно отчаянно желает.
Кроме объективной мощи состава «Арсенал» может предложить Райсу кое-что еще: возможность создать свой нарратив — вместо того, чтобы присоединиться к чужому.
Нарратив «Ман Сити» Гвардиолы уже создан: требл, памятник Де Брейне, призрак Давида Сильвы. К этому можно примкнуть, стать частью этой среды — но стать краеугольным камнем в основании чего-то великого Райс, выбери он «Манчестер Сити», уже не смог бы. Поскольку — фундамент там давно заложен, а Пеп занимается ритуальным телекинезом: двигает Стоунза сюда, а Альвареса туда, как изумрудную оттоманку.
Артета, в отличие от Гвардиолы, находится только в начале строительства; Микель и Эду даже подшучивают, что слегка опережают график: в прошлом сезоне должны были просто попасть в четверку, а в итоге едва не выиграли золото.
И, таким образом, Артета — в отличие от Гвардиолы — может сходу предложить Райсу фундаментальную роль. Условно говоря, сравните это с Бродвеем: контракт вам предлагают два театра, один побогаче, другой победнее, и первый дает просто хорошую роль, а второй — готов сделать примой. Вот что вы выберете, чтобы лучше творчески реализоваться?
Футбольные болельщики почему-то предпочитают твердить, что надо выбирать первый театр. Там — хоть ты, быть может, сверкнешь лишь пару раз, и то на задворках, — твой спектакль с большей вероятностью выиграет премию «Тони».
Олдскульный подход к жизни (его исповедуют, например, сороки-белобоки и Кингсли Коман) зиждился на незыблемом стремлении к золоту. Имманентном, как долго казалось человечеству, стояке на все осязаемое и блестящее, на (давайте проговорим это буквально!) предметное богатство. Нахватал дофига золотых кубков — и все, ты успешный футболист, это как бы даже не обсуждается.
Мерилом успеха во времена варваров было то, что можно повесить на стену: голова зверя, убитого на охоте; дорогая картина; золотая медаль. (Кстати, в футболе говорят именно так: «трофей», используя охотничий термин.)
Новая осознанность убивает олдскульные принципы. Варвары — хоть где-то на планете они, конечно, и берут свой кровавый реванш, — стремительно уходят в небытие. Артефакты первых ступеней пирамиды Маслоу (у меня много золота, а значит я богатый, а значит могу подавлять других, а сам быть в безопасности) в развитой Британии стали товаром массового потребления и превратились в безделушку.
Новая осознанность диктует нам один простой принцип: успешным может быть только счастливый человек — реализовавший себя на максимум, восполнивший все свои потребности. На последнюю ступень пирамиды Маслоу поставил «самоактуализацию» — расшифровывается эта потребность так: «Стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей».
Даже если Райс не выиграет с «Арсеналом» больших трофеев, выбрав «Арсенал», он бросил себе больший личностный вызов. В конце концов, ведь еще Маяковский писал:
Это время —
трудновато для пера,
но скажите
вы,
калеки и калекши,
где,
когда,
какой великий выбирал
путь,
чтобы протоптанней
и легше?
***
Напоследок — коротко о, собственно, игровых качествах Райса. «Арсенал» впервые в своей истории потратил больше 100 миллионов фунтов — и именно на него. Почему?
Один из англоязычных экспертов в твиттере, которых я нахожу актуальными и интересными, оценивает Райса крайне высоко. Настолько высоко, что выдает даже такие тезисы: «На сегодняшний день я бы не заплатил за праймового Бускетса деньги, которые «Арсенал» предлагает за Райса. Но за Деклана Райса я бы заплатил столько [сколько предлагает «Арсенал»].
«Люди реально не понимают, насколько хорош Деклан Райс. Мой брат во Христе, да он один из редких «единорогов» в футболе», — утверждает этот же автор.
Райс действительно выглядит полузащитником без слабых мест: он превосходно отбирает мячи — и при этом отлично умеет этот мяч удерживать и продвигать. В хаотичных ситуациях, которые складываются перед чужими воротами в последней трети, Деклан тоже очень хорош: может как отдать неожиданный ассист, так и пройти соперника на дриблинге и уверенно реализовать момент. Добавьте к этому приличный удар из-за штрафной и полное отсутствие травм (13 пропущенных дней за карьеру) — и у вас сложится понимание, почему Артета гонялся за Декланом, аки за Золотым руном.
Райс по чуть-чуть, но умеет на поле буквально все — недаром упомянутый выше автор @nonewthing не робко, а вполне во весь голос сравнивает бывшего капитана «Вест Хэма» с Францем Беккенбауэром и Фернандо Редондо.
Деклан Райс возмутительно хорош — в нем соединилось несоединимое, как маракуйя и горгонзола. «Не надо пихать две драмы. Не надо хулиганить. Горгонзола убивает все живое, даже ароматную маракуйю. Рядом с маракуйей не может быть горгонзола», — говорила гостья Николая Солодникова Алена Долецкая.
Деклан Райс — живой пример, что может.