13 часов на границе с Литвой: как попасть на Евро, если ты ехал из России
«Во сколько у вас самолет? В 5 утра? Можете даже не ехать, не успеете», — с этих слов водителя автобуса Минск — Вильнюс началось мое путешествие на чемпионат Европы по футболу. Из множества возможностей проехать по маршруту Санкт-Петербург — Мюнхен, чтобы успеть вовремя, я выбрал самый читерский: мое белорусское гражданство позволяет въезжать в ЕС через Прибалтику по наземной границе. Это удобнее, быстрее и дешевле, чем пять часов лететь до Стамбула, а потом еще столько же из Турции до Германии.
Но как показала история, это было ошибкой. Так совпало, что именно за сутки до старта Евро-2024 литовские пограничники решили, что два-три часа, которые автобусы обычно проводят на их границе, — это неприлично мало. Поэтому решили поиграть в игру «у нас завис компьютер, поэтому потусуйтесь-ка на стоянке 13 часов». Хотя, может и правда завис.
А дальше — покупка нового билета на другой рейс, срыв работы на матче открытия и отсутствие нормального сна. Только, пожалуйста, не рассказывайте об этом моему начальству на Sport24. Они пока думают, что я добрался вовремя и без происшествий.
Так что мой вам совет, если вы соберетесь поехать на Евро, выбирайте самолет. Даже если у вас есть возможность пересекать границу с ЕС по земле. Тем более, что из Стамбула сейчас можно улететь в Германию тысяч за 4-5 рублей. А до Стамбула прямо сейчас есть рейсы по 10к.
А теперь про сам Евро. Точнее, про его организацию. Потому что футбол и поющих болельщиков вам и без меня покажут по ТВ. Я не любитель фраз вроде «ой, да у нас бы в сто тыщ мильенов раз бы лучше сделали». И в Катаре я был, пожалуй, единственным, среди коллег, которому тот ЧМ по организации понравился больше, чем в 2018-м. Но по первым двум дням (и двум главным городам) в Германии пока возникают определенные вопросы к организаторам.
Во-первых, что в Берлине, что в Мюнхене складывается ощущение, что никакого турнира в городе в эти дни не проводится. Фан-зоны находятся сравнительно далеко. А если вы просто гуляете по центру, то о Евро вам напомнит лишь редкая реклама на билбордах. И указатели в метро.
На стадионах кайфово, здесь глупо спорить. Но тут, как говорится, есть нюанс. Во-первых, там и должна быть атмосфера, потому что Евро — это в первую очередь телевизионный продукт для телевизионных болельщиков. И здесь в очередной раз сработано круто. Во-вторых, чтобы кайфануть от атмосферы на стадионе, до стадиона нужно добраться. А это, как оказалось, большая проблема. И в пятницу в Мюнхене, и в субботу в Берлине гейты стадиона просто не справлялись с наплывом фанатов. В итоге у арен образовывались огромные толпы и давки, с которыми ничего не могла поделать даже полиция. И если в случае с «Олимпийским» в Берлине нет ничего удивительного — арена очень старая, то Мюнхен вроде как футбольный город, и аншлаги на «Альянц Арене» дело привычное.
А вот что в Германии радует, так это логистика. Любой, кто в последние годы бывал здесь, подтвердит вам, что поезд, приезжающий в Германии точно по расписанию — это нонсенс. Но пока (тьфу-тьфу-тьфу) максимальная задержка, с которой я сталкивался, была 5 минут.
В общем, есть тут и хорошее, и не очень. Продолжаю наблюдение.