Футболисты СССР зарабатывали безумные деньги за счет Афганистана. Вот как работал этот хитрый метод
Во времена СССР футболисты зарабатывали скромные деньги — особенно по сравнению с современниками и иностранными звездами. Поэтому им приходилось выкручиваться, чтобы позволить себе образ жизни мечты, ну или хотя бы базовые вещи — квартиру и машину, которые тоже не в любом клубе можно было так просто получить.
Как правило, подзарабатывать удавалось тем, кто отправлялся за границу. Там получали солидные суточные и неплохие премиальные за матчи с иностранными командами. Кроме того, оттуда привозили дефицитные вещи, которые на родине перепродавали.
Минус этого метода заключался в том, что за границу ездили только топ-клубы. Вроде киевского «Динамо», «Торпедо», «Спартака» и т. д.
Впрочем, как оказалось, свои хитрости были и у провинциальных команд. Причем даже у тех, которые играли в Первой лиге.
Так, в начале 1980-х в скромном «Памире» из Душанбе можно было сколотить целое состояние благодаря близости к Афганистану. Вот как работала эта схема.
«На автобусе из Душанбе можно было доехать до таджикско-афганской границы, потом по реке Пяндж на пароме, с одного берега на другой. А там пересадка на афганский автобус, который по серпантинной дороге вез людей дальше.
В автобусе половина кресел снималась, а образовавшееся пространство заполнялось. Везли туда все: телевизоры, бытовую технику, рабочие инструменты. Там весь этот товар сдавался оптом. А оттуда везли только ткань: панбархат и кристалон. Отрез первого в Союзе стоил в районе 300–350 рублей, второго — 150–200. Рулонами везли к нам этот материал. Тот, кто сумел в Афганистан провезти больше товара, тот больше и заработал. Вот такая арифметика», — вспоминал защитник «Памира» Алексей Чередник.
По его словам, именно из-за такой схемы многие мастеровитые футболисты вроде Гесса и Турсунова не рвались уходить в клубы Высшей лиги. Ведь в «Памире» они зарабатывали десятки тысяч рублей.
«Одна поездка в Афганистан могла пополнить семейный бюджет на 50 тысяч советских рублей. Ни в одной команде Высшей лиги в 70-е годы такие деньги просто нереально было заработать. Представляете, что такое 50 тысяч рублей в те времена? Двухкомнатная кооперативная квартира стоила две с половиной тысячи, трехкомнатная — порядка трех тысяч. Машина ВАЗ «шестерка» — до шести тысяч рублей», — признавался Чередник.
Однако, как бы то ни было, долго такая схема не просуществовала. И уже после распада страны стала неактуальна.