Гимнастика
13 февраля 2024, Вторник, 04:35

«Девочка на всех рычала, а теперь позволяет обнять себя». Как федерация адаптивной гимнастики помогает детям

Адаптивная гимнастика
Станислав Сильянов, ФХГАС
Поделиться
Комментарии
Президент Алина Осьмак о процессе работы, результатах и глобальных целях.

Для большого количества зрителей существует только профессиональный или любительский спорт. Это зрелищно и интересно — наблюдать за судьбами людей, которые делают то, что кажется невозможным. В России очень популярна художественная гимнастика, многие знают главных звезд сборной.

В этом виде спорта существуют не только индивидуальные и групповые упражнения. Существует отельная категория, которая называется «адаптивный спорт». Здесь тренируются и проходят подготовку дети с особенностями развития или диагнозами, которые не позволяют им быть на одном уровне с нормотипичными.

Эти спортсмены сейчас могут чувствовать себя наравне с профессионалами, у них проходят турниры с награждениями, мастер-классы и сборы. Все это благодаря существованию Федерации художественной гимнастики адаптивного спорта России.

В интервью корреспонденту Sport24 президент федерации Алина Осьмак рассказала о том, как специальные турниры влияют на детей, и о своей главной цели.

Из личного архива Алины Болбат

— Для детей первого года обучения нам удалось выстроить системные занятия благодаря поддержке «Фонда президентских грантов». Мы выиграли этот конкурс, с 1 сентября запустили постоянные тренировки в разных частях Москвы и в разное время. Детям удобно добираться, они могут посещать сразу несколько локаций, то есть увеличивать нагрузку, если это необходимо и есть желание. Благодаря такой системе мы пришли к тому, что наши дети сейчас выступают в личных упражнениях с четырьмя видами — лента, скакалка, мяч, булавы. Мальчики у нас начинают пробовать трость, это новый предмет. И также мы в процессе работы над гимнастическими кольцами.

— Насколько важны для детей такие соревнования, а не только тренировочный процесс?

— Это далеко не первые соревнования наших детей, и мы только убеждаемся, что турниров много не бывает. С каждым разом видим, как на ковре все больше детей стройно выполняют упражнения. Результат виден и в поведении — каждый начинает осознавать свое место, чувствовать, что рядом коллеги по команде. Дети не только интегрируются, а еще социализируются. Мы удивляемся, насколько быстро они адаптируются к любой обстановке или задаче. Большое счастье, что для них каждый турнир — это праздник. Дети знают, что могут нарядиться, выбирают себе купальники. Также дети уже узнают музыку, под которую выступают, дома просят родителей включать, повторяют комбинации. Отдельное удовольствие — награждение, дети обожают медали.

Художественная гимнастика работает как реабилитация. Мы сначала в это поверили, а в процессе увидели на практике. Это сложно координационный вид спорта, где есть еще и артистическая составляющая. Надо постоянно думать, как обращаться с предметом, помнить комбинации движений, шаги. Улыбаться. Дети системно занимаются всего несколько месяцев и уже выучили четыре комбинации, четыре предмета и упражнение «без предмета», прогрессируют по ОФП (общая физическая подготовка).

— Обычно в спорте родители не участвуют в тренировочном процессе, как с этим обстоят дела в адаптивной гимнастике?

— У нас выстроено полное взаимодействие родителя, тренера и спортсмена. Можно даже сказать, что тренер подает, родитель принимает, спортсмен выполняет под контролем обоих наставников. Многие дети с определенными диагнозами нуждаются в тьюторах, у нас в этой роли родители. Мы изначально заняли такую позицию — не просим их уходить из зала. И не настаиваем оставаться в зале.

У нас есть взрослый мальчик с расстройством аутистического спектра, мама постоянно стоит рядом с ним на ковре, знает все движения и ведет его. Бывает необходимо вручную объяснить разницу «что такое рука вверх или в сторону». И такая совместная работа очень эффективна. В целом, родители отмечают, что с количеством тренировок дети становятся более самостоятельными, не менее половины команды уже научены выступать индивидуально без подсказки.

Станислав Сильянов, ФХГАС

— Есть у федерации глобальная цель или мечта?

— Я уверена, что каждый член нашей команды мечтает о том, чтобы состоялась реабилитация. Мы много слышим разной информации о том, что есть необратимые процессы. Нам хочется мечтать, чтобы они стали обратимыми. Если говорить о более бытовом: хочется, чтобы дети могли получать разряды, выставленные в зачетных книжках, иметь свои первенства. Адаптивное направление гимнастики необходимо встроить в систему спорта, тогда доступность масштабируется, появится возможность вырастить больше детей.

У нас дети с очень разными диагнозами: после онкологии, с тяжелыми аутоиммунными заболеваниями, дети с ДЦП, ментальными нарушениями, такими как синдром Дауна, РАС, различные степени умственной отсталости, задержка психо-речевого развития, зрительными и слуховыми дисфункциями. Многие из детей с инвалидностью. Мы никому не отказываем, всем предоставляем шанс попробовать. У нас все дети тренируются, проходят один путь вместе.

Есть очень сложная девочка, которая пришла и на всех громко рычала. Она отвергала все, что происходит, постоянно кричала и пугала детей рядом. У нее еще есть тактильная особенность, она не любит, когда к коже что-то прижимается. Постепенно мама надевала на нее купальник перед соревнованиями, в итоге девочка привыкла. Сегодня она сама вышла на площадку, сделала скакалку и ни разу мы не услышали ее крика. Она с удовольствием контактирует с командой, позволяет детям себя обнять или помочь в тренировочном процессе, стала улыбаться. Это большой результат.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0