Как босс русской гимнастики Ирина Винер вообще попала в этот вид спорта. Начинала со школьных коридоров
Сейчас спортсмены достаточно рано приходят в спорт. В художественную гимнастику отдают совсем маленьких детей, чтобы в будущем добиться результатов. На соревнованиях можно увидеть гимнасток 2020 года рождения, которые уже в купальниках выполняют нормативы и какие-то элементы. Так было далеко не всегда.
Например, главный тренер сборной Ирина Винер пришла в спорт совершенно случайно и только в 11 лет приступила к полноценным тренировкам. С детства она была не самым здоровым ребенком — часто болела простудой и ангиной. Тогда отец пытался закаливать ее: обливания, обтирания, выгонял на снег. Сначала спорт не приносил удовольствия — все стойки, шпагаты и мостики сопровождались слезами.
Художественная гимнастика появилась из-за занятий в балетном кружке. Для городского праздника по случаю Нового года нужно было подготовить «танец пантеры». Тогда Ирина Винер обратилась в секцию гимнастики, туда ее направили на несколько занятий. Ей понравились тренировки, и родители, а в частности бабушка, были более благосклонны к спорту. Ей не нравилось увлечение внучки искусством и балетом, считая, что это недостойное занятие. Спорт — это более серьезное, а в гимнастике есть музыка и элемент театра, которые так нравились Ирине.
В Самарканде не было хороших залов, так и в целом художественная гимнастика не относилась на тот момент к популярным видам спорта в Советском Союзе. Поэтому первые тренировки проходили в школьном коридоре, не было возможности выполнять риски, так как потолок не позволял делать высокие броски, а также не было фортепиано, из-за чего приходилось все выполнять под счет.
Лилия Юрьевна Петрова — первый тренер Ирины Винер. Ее направили по комсомольской линии из Ленинграда в Узбекистан. Именно она поставила «танец пантеры» и после нескольких занятий увидела потенциал и быстро определила Винер в сборную команду ко взрослым гимнасткам.
Уже после приехала еще одна многократная чемпионка Ленинграда — Элеонора Анатольевна Сумарокова. Как вспоминает сама Ирина Винер, она была представительницей настоящей петербургской школы. Выразительность, работа телом и артистизм — все это у будущего тренера именно от нее.
У сборной были условия немного лучше — теперь Винер занималась не в школьном коридоре, а на полу волейбольного зала. Позже появились ковры. Они сильно отличаются от современных: не упругие, без амортизации, но все же смягчали падения и предотвращали травмы.
За время своего существования художественная гимнастика сильно преобразилась. Когда Ирина Винер была спортсменкой, существовали другие требования и предметы. Например, прыжки через планку, а вместо булав — газовый шарф и вымпелы (разноцветные флажки на металлических держателях, которые крутили, делали «мельницы»). Также Ирине очень нравились упражнения «без предмета» и с двумя лентами.
Винер — трехкратная чемпионка Узбекистана. На всесоюзных соревнованиях она не могла пробиться в лидеры, но все с интересом наблюдали за ее выступлениями. Гимнастка отличалась необычным выбором композиций и полным погружением в образ. Так, например, она могла выйти и под «Чардаш» Монти, и под романс Рубинштейна «Ночь».