На каких машинах в СССР ездили звезды. Вишневая «семерка» Буре, желтая «Тойота» Третьяка, BMW легендарного тренера
В советское время автомобили были элементом роскоши. Если человек обладал собственным средством передвижения, то это сразу говорило о его статусе и положении — большая часть населения попросту не могла позволить себе купить машину. Но даже при наличии денег далеко не всегда можно было обзавестись автомобилем: долгое время они были в большом дефиците, поэтому просто пойти и купить понравившуюся модель — практически нереальный сценарий для рядового советского гражданина.
То же самое касалось и прославленных хоккеистов сборной СССР. В отличие от обычных людей, у них не было больших проблем с деньгами. Однако, как уже было сказано выше, в прошлом веке финансовый достаток не был достаточным условием для покупки «железного коня». Например, один из лучших игроков своего поколения Павел Буре смог позволить себе вишневую «семерку» только после успешного выступления на чемпионате мира в возрасте 19 лет.
«Для меня была самая долгожданная — вишневая «семерка». Я столько лет ее ждал. В то время, вы знаете, было невозможно просто пойти и купить. Надо было сначала заработать деньги, что было очень тяжело. Но, даже если ты их заработал, нельзя было купить. И вот я столько ждал, думал: «Когда же, когда мне дадут разрешение купить машину?» Ну и, когда я стал чемпионом мира, Виктор Васильевич Тихонов сказал: «Ну хорошо. Ты еще молодой, но все-таки ты чемпион мира. Я дам тебе возможность купить машину». Для меня это было что-то», — вспоминал один из самых счастливых моментов в жизни легенда «Ванкувера».
Очень многие из-за острого дефицита и высокой ценности автомобилей относились к ним очень бережно. Например, великий защитник ЦСКА и сборной СССР Вячеслав Фетисов был вынужден каждое зимнее утро буквально бегать вокруг любимой «Волги» и колдовать над ее замерзшим двигателем, который наотрез отказывался заводиться после морозной ночи. Такие неудобства нисколько не смущали двукратного обладателя Кубка Стэнли и не заставили его отказаться от проблемного автомобиля. Правда, спустя годы Фетисов стал обладателем одного из первых Mercedes S-Class в СССР, и с тех пор проблемы с двигателем машины стали ему чужды.
Об иномарках в Советском Союзе стоит сказать отдельно. Если советские машины были в серьезном дефиците, то что уж говорить о зарубежных автомобилях — даже богатые люди не могли и мечтать о них. А для обычных граждан иномарки были сродни личному самолету. Учитывая вышесказанное, рассказы Владислава Третьяка о реакции прохожих на его роскошную желтую спортивную «Тойоту» не слишком шокируют. Голкипер сборной СССР получил уникальный автомобиль после того, как был признан лучшим игроком национальной команды на Кубке Канады 1976 года. После длительной растаможки Третьяк стал обладателем этого чудо-аппарата и сразу ощутил на себе повышенное внимание: все прохожие оглядывались на диковинный автомобиль, а многие подходили и фотографировались с ним.
Однако было бы ошибочно полагать, что из всех представителей советского хоккея только 20-й номер ЦСКА мог позволить себе иномарку. Например, прославленный тренер Анатолий Кострюков ездил на новенькой BMW, которую он купил в Загребе, когда работал в «Медвешчаке». Он сам вместе с женой перегонял автомобиль через Европу в Москву. А поскольку путь занял не один день, то новое авто на какое-то время стало для семьи Кострюковых не только средством передвижения, но и домом — они ночевали прямо в салоне машины. А по возвращении в СССР Кострюкова ждал приятный и неожиданный сюрприз.
«За пятой моделью «Жигулей» была очередь на годы. А тут сборная СССР что-то выиграла, всем причастным давали машины. Звонят: «Вас тоже включили в список». Поехал, получил с огромным удовольствием. Что ж, думаю, с BMW делать? К ней запчастей в Москве не найти! Так и продал», — рассказывал Анатолий.
Годы спустя легенде «Крыльев Советов» снова крупно повезло. Через полгода после 80-летия его пригласили на неделю в Челябинск. Сопровождавший Кострюкова мужчина попросил прославленного тренера съездить с ним в автосалон под предлогом выбора подарка его жене. Анатолий посоветовал ему взять темно-синие «Жигули» 14-й модели. Тогда наш герой еще даже не подозревал, что на самом деле этот автомобиль предназначался ему.
«Вернулся в Москву, через две недели звонок в дверь: «Анатолий Михайлович, «Трактор» на юбилей дарит вам автомобиль. Вот ключи». Выхожу на улицу — батюшки, тот самый «Жигуль»! Пригнали из Челябинска. Главное, машина до сих пор на ходу! Но я год покатался и отдал мужу внучки. Им нужнее. Мне-то ездить некуда», — вспоминал эту историю Кострюков.