Хоккей
30 августа 2023, Среда, 05:00

Хотели заработать на Западе, а стали жертвой легендарного военного летчика! История первой хоккейной авиатрагедии

Worldhockeyclassic.ru; Getty Images
Поделиться
Комментарии
Все случилось в 1948-м.

7 января 1950 года — черная дата в истории советского хоккея. В этот день под Свердловском произошла авиакатастрофа, в которой разбилась команда ВВС МВО. Все члены экипажа и хоккеисты, находящиеся на борту, погибли. Помимо 11 хоккеистов на том злосчастном рейсе были массажист команды, спортивный врач и 6 членов экипажа.

Команда ВВС МВО, курируемая Василием Сталиным, направлялась в Челябинск на матч регулярного чемпионата СССР. Там она должна была встретиться с местным «Дзержинцем». Но жизнь внесла свои корректировки в эти планы. Когда борт вылетал с Центрального аэродрома Москвы, ничто не предвещало беды. Но после того, как самолет Ли-2 сделал запланированную остановку в Казани, стало известно об ухудшении погоды в районе Свердловска. Именно этот город был конечной точкой в маршруте ВВС МВО. А уже оттуда они должны были добраться до Челябинска.

Играющий тренер команды Борис Бочарников не хотел пересаживаться с самолета на поезд. А потому позвонил Василию Сталину — сыну Иосифа Виссарионовича — и долгое время пытался добиться от него разрешения на продолжение полета. После длительных уговоров Василий Иосифович все-таки согласился с Бочарниковым и дал пилотам приказ на взлет. Это и стало роковой ошибкой.

Когда самолет с хоккеистами ВВС МВО приблизился к Свердловску, стало очевидно, что погода действительно серьезно ухудшилась. За бортом было -39 градусов и шквальный ветер. Ли-2 пришлось уйти в зону ожидания на верхних эшелонах, поскольку в таких экстремальных условиях аэропорт принимал в первую очередь пассажирские лайнеры, заходящие на посадку. А борт команды Василия Сталина был военным.

После нескольких кругов Ли-2 все-таки зашел на посадку. Но неожиданно врезался в землю и не оставил шансов на выживание ни одному из пассажиров. Впоследствии выяснилось, что причин этой катастрофы сразу несколько. Во-первых, тяжелейшие метеоусловия. Во-вторых, трудности в управлении, созданные самими хоккеистами, сбившимися в хвост самолета. В-третьих, экипаж судна по ошибке подключился к радиочастотам военного аэродрома Арамиль, находящегося в 6 километрах от них. А поскольку из-за плохой погоды пилоты ориентировались только на связь с землей, то трагедии было не избежать.

Мало кто знает, незадолго до вышеописанных событий подобное несчастье произошло в чехословацком хоккее. В ноябре 1948 года сборная Чехословакии проводила коммерческие матчи во Франции и Великобритании — проще говоря, отправилась на Запад за деньгами. Отыграв в столице моды, хоккеисты собирались вылетать в Лондон. Но из-за проблем с визами они разделились на две группы — одна без проблем вылетела из страны, а другая должна была присоединиться к ним чуть позднее, уже после решения всех вопросов с миграционной службой.

«Сборная наша летела на матчи в Лондон через Париж, где сыграла игру со столичным «Рэсингом» — в те годы французы уже играли, и прилично, в хоккей. И вот у группы наших хоккеистов возникли проблемы с английскими визами, что–то недоглядели в Праге чиновники, те, кому надлежало заниматься этими вопросами. В результате сборная улетела, а шестеро игроков остались дожидаться виз, а потом были вынуждены лететь в британскую столицу чартером», — рассказывал чехословацкий форвард Владимир Забродский.

Те хоккеисты, у которых не было проблем с визами, благополучно долетели до Лондона и ожидали там своих партнеров. Но так и не дождались.

После получения виз игрокам чехословацкой сборной предстояло проделать тот же путь, которым ранее проследовали их партнеры. Но они сразу же столкнулись с серьезной проблемой — билетов на регулярные рейсы не было. Поэтому организатор лондонского матча и по совместительству будущий президент Международной федерации хоккея Джон Ахерн предложил им полететь на двухмоторном самолете марки Beechcraft компании Mercure. Хоккеисты согласились.

Полет не задался с самого начала — аэропорт вылета погрузился в густой туман. Тем не менее, самолет с хоккеистами на борту успешно поднялся в небо. Однако на этом неприятности не закончились. Капитаном экипажа воздушного судна был Рене де Нарбонн. Это опытный пилот, который летал еще во времена Второй мировой войны. Но у него была одна особенность — он не соблюдал правила навигации. Вот и в тот раз Рене пропустил мимо ушей указания авиадиспетчера, отклонился от курса и полетел вдоль побережья к Шербуру. Тем временем погода постепенно ухудшалась. Спустя примерно 60 минут после вылета самолет с восемью пассажирами на борту пропал без вести. По предположениям, он упал в пролив Ла-Манш.

Пропавшими без вести, а затем и погибшими были признаны шесть хоккеистов сборной Чехословакии — Зденек Ярковски, Милослав Покорны, Виллибальд Стовик, Зденек Шварц, Ладислав Трояк и Карл Штибор.

Сборная Чехии по хоккею
...
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0