Пахал как проклятый, жертвовал собой ради СССР и ЦСКА, восхищал Тарасова. Как Михайлов стал великим капитаном
1965 год. Борис Михайлов — игрок скромного саратовского «Кристалла». Форвард даже и не мечтает о том, что в будущем будет играть в великом ЦСКА и станет капитаном не только этого легендарного клуба, но и сборной СССР.
1973 год. Борис транзитом через московский «Локомотив» сначала оказывается в составе московских армейцев, а затем становится их капитаном.
Михайлов всегда говорил, что стал капитаном ЦСКА и сборной СССР по счастливой случайности. Разумеется, это не так. До него эту роль в команде выполнял Виктор Кузькин. Борис же был ассистентом вместе с Александром Рагулиным. Примечательно, что впервые свитер с литерой «К» Михайлов примерил не в ЦСКА, а в сборной СССР. Поскольку перед одним из товарищеских матчей в рамках подготовки к чемпионату мира Рагулин и Кузькин получили травмы и не смогли выйти на лед. Тогда тренер национальной команды Борис Кулагин сказал своему подопечному, что он остался единственным из помощников капитана, так что выводить команду на лед доверят именно ему.
Борис проявил себя в новой роли просто прекрасно. Казалось, что он был создан для того, чтобы быть капитаном. Поэтому когда Кузькин не попал в состав сборной на ЧМ-1973, Кулагин предложил избрать Михайлова капитаном на постоянной основе. При этом в ЦСКА на этой роли все еще оставался тот самый Кузькин. Но через год сам Виктор предложил снять свою кандидатуру в пользу Бориса. На одном из собраний Кузькин неожиданно для всех встал и произнес: «Ребята, предлагаю, чтобы капитаном был Борис Михайлов. Он — капитан сборной, а ЦСКА — ее базовая команда. У двух команд должен быть один капитан». Михайлов до сих пор убежден, что к этому многолетнего лидера ЦСКА и сборной подтолкнуло руководство клуба. Но как показало время, все было правильно. Парень с 13-м номером на спине стал идеальным капитаном.
«Борис Петрович — это, конечно, совершенно удивительный человек. Это человек, перед которым я всегда снимаю шляпу. Это был трудяга до мозга костей. Харламов был настолько талантлив, Петров был настолько стабилен, что Михайлову это все надо было компенсировать, пахать как трактору. Поэтому он был, конечно, капитан. Я бы не сказал, что он был лидер, это две большие разницы. Но он был капитан. Потому что человек был основательный. Я думаю, что его капитаном не зря сделали. Это не потому, что это была прихоть Тарасова. Он был яростный капитан. Битый-перебитый, который под шайбы ложился, клюшкой получал по лбу, он же шел в борьбу, он шел на амбразуру все время. Михайлов на себя двух защитников стягивал на пятачке, он же там выжигал все! Он для Харламова и для Петрова очень много пространства освобождал, это, конечно тоже гений, что там говорить. Ломовик, который тянул воз этой тройки, это был, конечно, Борис Петрович Михайлов», — говорил известный комментатор Григорий Твалтвадзе.
По мнению многолетнего наставника ЦСКА и сборной СССР Анатолия Тарасова, у Михайлова было одно важнейшее качество, которое должно быть присуще всем идеальным капитанам. Борис не делил матчи на важные и второстепенные и никогда не позволял себе расслабиться. Форвард всегда находился в полной боевой готовности — не важно, была это обычная тренировка или ответственный матч на чемпионате мира. Михайлов, как и полагается лидеру, своим примером показывал остальным, как нужно относиться к делу всей жизни. Такой серьезный подход со стороны капитана автоматически дисциплинировал всех остальных. Поэтому при Борисе у команды никогда не было проблем с характером и самоотдачей.
Михайлов выходил на площадку с литерой «К» вплоть до окончания игровой карьеры. И почти все бывшие одноклубники легенды ЦСКА и сборной СССР неоднократно признавались, что лучшей кандидатуры на эту роль попросту не существовало. Он был идеальным капитаном.