Ему поклонялся СССР и весь мир, а он из-за бедности хватался за любую работу. Истории о великом Тарасове
Когда Анатолию Тарасову стукнуло 18 лет, у него появилась возможность продолжить учебу. Будущий олимпийский чемпион бросал занятия из-за тяжелой финансовой ситуации в семье. Отец ушел еще когда Анатолий был совсем маленьким, а мама в одиночку перестала справляться с задачей кормить двоих сыновей. Поэтому Тарасов отучился в фабрично-заводском училище и устроился слесарем на авиационный завод. Но со временем деньги в доме юного спортсмена появились, так что он уволился и был настроен вернуться к учебе.
У него было два варианта. Продолжить развитие в профессии слесаря или заняться тем, чему Анатолий Владимирович уделял внимание с самого детства — спортом. Тарасов выбрал второй вариант и поступил в Высшую школу тренеров Центрального института физической культуры. Как показало время, этот выбор стал судьбоносным для великого тренера.
«Поначалу, даже обучаясь в ВШТ, Тарасов и не думал о том, чтобы всерьез учить других, приняв на себя тренерские обязанности. Ему просто хотелось расширить познания в футболе и хоккее, стать, как он говорил, «достойным партнером или соперником» своих кумиров. В институте были неплохие футбольная и хоккейная команды. В чемпионате Москвы они успешно играли против популярных клубов. Тарасов спустя годы признавался, что именно в институтских командах он «приобрел интерес к творческому построению матча и — что более важно — тренировки, научился контролировать и анализировать свои игровые решения, отношение к учебным занятиям, научился думать и искать, понимать спорт», — писал Александр Горбунов в книге об Анатолии Тарасове.
Юноша с головой ушел в учебу, но тут у семьи снова начались финансовые проблемы. Анатолий был в замешательстве. Он не мог поверить в то, что ему опять придется бросать занятия. Но сокурсники подсказали ему выход из ситуации. Они посоветовали ему совмещать учебу с тренерской работой. И даже помогли найти команду для таких целей — Загорский рабочий футбольный клуб. Именно так и началась тренерская карьера будущей легенды советского хоккея.
Однако, прежде чем осуществить свой план по совмещению учебы и тренерской деятельности, он должен был получить одобрение у своего преподавателя ВШТ Михаила Давидовича Товаровского. Этот человек сыграл ключевую роль в профессиональной жизни Тарасова — он научился всему именно у Товаровского. И тот не отказал в реализации его идеи. Михаил Давидович сослался на то, что у его подопечного много свободного времени и куча тренерских недостатков. Так что в данном случае практическая деятельность будет лучшей инвестицией в себя. Поэтому Тарасов начал по 3-4 раза в неделю ездить в Загорск и тренировать местную рабочую команду. Именно тогда у Анатолия Владимировича выработалась его знаменитая привычка составлять на каждую тренировку новые упражнения.
«Девятнадцатилетний тренер свято следовал совету Товаровского — «каждый день, на каждое занятие приходить с новыми упражнениями, с новым тренерским материалом», старался использовать в работе и кое-что из институтского опыта. Уже тогда он пришел к выводу о необходимости придумывать что-то новое, свое. С девятнадцати лет Тарасов стал заносить в специальную картотеку подсмотренные им или же придуманные самим упражнения и циклы упражнений, направленные на достижение тех или иных тренировочных целей. К повседневной работе с картотекой, занятию рутинному, но крайне необходимому, Тарасова приучил Товаровский, сам обладавший богатейшим досье тренировочных упражнений любой направленности», — писал Горбунов.