Фиджитал-спорт и медиа — потенциал для масштабного симбиоза
До главного события в мире фиджитал-спорта — Игр Будущего — осталось меньше 100 дней. С 21 февраля по 3 марта 2024 года в Казани пройдут соревнования по 21 инновационной дисциплине, в них примут участие около двух тысяч человек из более чем 100 команд со всего мира. Потенциальная аудитория соревнований огромна, и многое будет зависеть от того, насколько медиа смогут привлечь внимание людей. Качественный показ станет настоящим трамплином для фиджитал-спорта. Обсудим, в какой степени успех нового вида спорта зависит от медиа.
У фиджитал-спорта два корня — традиционный и цифровой спорт. Каждый из них прошел большой путь в развитии медиаканалов и освещения. Классические виды развивались вместе с различными средствами доставки информации, как радио, телевидение и печатные СМИ. Спортивная журналистика и комментирование обязаны существованием футболу, хоккею и другим видам спорта.
Киберспорт рос и развивался вместе с интернетом, поэтому путь к популярности оказался более быстрым и технологичным. Его «телевидением» были онлайн-трансляции, «радио» — подкасты, а «газетами» — форумы и чаты. По ходу развития технологий трансляции становились все более качественными, яркими и наполненными разнообразными интерактивными «фишками». Появились новые профессии — киберспортивные комментаторы, аналитики, стримеры, контент-мейкеры и так далее.
Фиджитал-спорт объединяет классический и компьютерный спорт как на виртуальных и реальных соревновательных полях, так и в освещении турниров, адаптируя лучшие медиа-практики из обеих сфер и вырабатывая собственные инновации. Позиция у него привилегированная — фиджитал-спорту с первых дней доступны традиционные телеканалы, онлайн-платформы и стриминги (VK Play, Twitch, YouTube и другие), социальные медиа. Все это создает масштабную базу для производства распространения контента на широчайшую аудиторию по всему миру. Так что остается решить два вопроса — что и как показывать, и как добраться до заинтересованного зрителя.
В первом пункте открывается широкий простор для творчества и фантазии команды, которая занималась освещением Фиджитал Игр в Казани, а совсем скоро покажет миру Игры Будущего. Она уже выработала несколько красочных инновационных моментов, способных удивить даже самую искушенную аудиторию.
Например, LED-пол на соревнованиях по фиджитал-баскетболу. Это большой экран, который подсвечивает цветным пятном каждого игрока — как в видеоигре. Более того, периодически на паркете отображается пульс спортсменов. Эта фишка поразила всех участников, зрителей и даже судей десятых Фиджитал Игр, которые проходили в Казани в октябре 2023 года.
Команда освещения из «Матч ТВ» придумала невероятный интерфейс трансляции соревнований по лазертагу. Они проходят в рамках вызова «Тактика», где в цифровой части команды играют в CS2, Warface или Standoff 2, а физический этап проходит на лазертаг-арене. Все, кто в своей жизни наблюдал за турнирами по тому же Counter-Strike, привыкли видеть свободное перемещение камеры, ники игроков над цифровыми аватарами, показатели здоровья, брони и оружия у каждого участника, а также оповещения, кто на ком сделал фраг. На десятых Играх Будущего в Казани встречи в лазертаге транслировались с тем же набором информации — на экране даже появлялись сводки, кто кого подстрелил. Все — в реальном времени. Никто в мире еще не делал ничего подобного.
И это далеко не последняя фишка на стыке реального и виртуального для предстоящих Игр Будущего. Само пространство для просмотра матчей и взаимодействия со студией аналитики было фиджитализировано. Помимо физической арены, где зрители будут наблюдать за играми вживую, в сети существует виртуальный стадион, куда аудитория попадает через свои смартфоны. На этих трибунах люди создают цифровых аватаров и дают им различные команды для проявления реакции — радости, разочарования и так далее. Цифровой стадион в трансляции показывают так же, как и реальный.
Фиджитал открывает массу новых возможностей для взаимодействия с аудиторией как на реальной арене, так и в онлайне. Использование голосования и чатов в трансляциях значительно упрощает зрительскую вовлеченность — выбор лучших игроков, участие в турнирах прогнозистов, розыгрышах и флешмобах. Если ТВ-зрители в большинстве своем остаются пассивными наблюдателями, то в случае Игр Будущего у них появляется возможность стать активными участниками. Еще большие перспективы в этой сфере откроет развитие и использование виртуальной и дополненной реальности. Недалек тот год, когда человек с VR-шлемом сможет оказаться на виртуальном стадионе в финале чемпионата мира по футболу или на концерте любимого исполнителя. Фиджитал — будущее не только для спортсменов.
Привлечь внимание широкой аудитории поможет и создание сопутствующего контента — аналитические обзоры, интервью с участниками и подборки хайлайтов. В качестве картинки с Игр Будущего нет никаких сомнений. Другой вопрос — как добраться до зрителя. Тут у фиджитал-спорта есть свое преимущество, у него на старте имеются две огромные потенциальные аудитории — любителей классического и компьютерного спорта. Большой плюс также в том, что представители обоих направлений смогут увидеть на трансляциях с Игр Будущего что-то новое и интересное для себя. Например, фанаты футбола посмотрят на то, как игроки известных клубов и национальных сборных бегают по виртуальному полю. А подписчики известного киберспортсмена или блогера увидят его не только за джойстиком или клавиатурой, но и на арене лазертага или на спортплощадке. В этом смысле сама новизна фиджитал-спорта станет отличной точкой входа для аудитории.
Также важную роль играет работа с инфлюенсерами, которые могут качественно донести информацию о фиджитал-спорте своей аудитории. И здесь тоже есть широкое пространство для маневра — о фиджитале рассказывают представители классического и компьютерного спорта. В церемонии, на которой был запущен обратный отсчет 100 дней до Игр Будущего, принимали участие олимпийские чемпионы Илья Ковальчук и Никита Нагорный (он, в свою очередь, возглавляет Всероссийскую федерацию фиджитал-спорта России) и лучший бомбардир в истории чемпионатов России по футболу Артем Дзюба. Вели это мероприятие в павильоне «Космос» московского ВДНХ киберспортивный комментатор Алексей PCH3LK1N Пчелкин и ведущая «Матч ТВ» Эмма Гаджиева. А певец Егор Крид там же объявил, что стал амбассадором Игр Будущего: «Круто, что киберспорт и спорт вместе. Будем продвигать событие, как сможем».
Когда подобная масштабная работа будет идти не только в России, но и в странах-участницах Игр Будущего и Фиджитал Игр (а на них побывали спортсмены из многих стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы), интерес и популярность фиджитал-спорта по всему миру пойдет вверх.
У фиджитал-спорта есть все, чтобы со временем стать отличным медиа-продуктом. Это инновационность, оригинальность и огромный потенциал для сбора в одном месте разных аудиторий, каждая из которых получит как привычные, так и незнакомые ощущения от просмотра игр. Более того, у людей будет возможность не только наблюдать, но и участвовать в разнообразном интерактиве, который открывают фиджитал-технологии — это принципиально новый зрительский опыт. Таким образом медиа и фиджитал-спорт открывают друг для друга огромные перспективы, если смогут действовать и развиваться сообща.