Фиджитал — новое звено в эволюции спорта, объединяющее физическую и цифровую реальность
Спорт — явление, которым человечество увлекается со времен древних греков. За свою историю он несколько раз кардинально трансформировался, отражая культурные, социальные и технологические перемены общества. Начало XXI века отметилось взрывным ростом и развитием интернета и цифровых технологий, что привело к стремительному взлету компьютерного спорта. А с начала 2020-х годов появился феномен фиджитал-спорта, который объединяет классический и цифровой спорт. Почему фиджитал — это объективное следствие цифровизации и будущее как человечества, так и спорта в целом — расскажем в нашем материале.
Если присмотреться внимательно, то спортивная сфера всегда была довольно чуткой к веяниям времени и инновациям — что социальным, что технологическим. Например, в начале ХХ века возрожденные Олимпийские игры удовлетворяли формирующийся запрос на международное единство и попытку (к сожалению, не всегда успешную) заменить военное противостояние государств на спортивную конкуренцию. Спорт постоянно вбирал в себя инновации из медицины, психологии, медиа и других сфер.
Когда на рубеже XX и XXI веков одновременно развивался и становился более общедоступным интернет, и были разработаны первые компьютерные игры с качественной соревновательной средой, появился компьютерный спорт. Всего за двадцать лет он совершил гигантский рывок из никем не признаваемого «андерграунда» в полноценную сферу соревнований, развлечений и шоу преимущественно в цифровой среде. Родившись в интернете, киберспорт быстро и качественно освоил это пространство. Благодаря ему появились онлайн-соревнования, трансляции, стримы, зрительский интерактив. И, что важно, компьютерный спорт доказал свою состоятельность, создав собственную экономику. Инвесторы и спонсоры поняли, что это не случайный и кратковременный феномен, а полноценное и долгосрочное явление, куда можно вкладывать деньги.
Пока традиционный спорт, как огромный и неповоротливый лайнер, двигался в своем консервативном фарватере, молодой и подвижный киберспорт зашел с другой стороны. Они неизбежно должны были встретиться. Потому что классическому спорту нужно вовлекать молодежь и оставаться современным, что невозможно без технологических инноваций. А компьютерному спорту требовалось вобрать в себя то, то, чему в традиционном спорте научились в ходе долгой эволюции. Опыт построения тренировочного процесса, сбора и управления командами, превращения соревнований и их трансляций в бизнес, и так далее. К тому же у киберспорта изначально была своя «болезнь» — низкая физическая подвижность участников и любителей, что негативно отражается на их здоровье. С этой проблемой тоже нужно было что-то делать.
В итоге фиджитал-спорт не просто стал ответом на вызовы, которые стояли перед его предшественниками. Он отразил сам дух современности, где реальная жизнь плотно переплетается с новой для нас цифровой реальностью. В России крупные международные соревнования по новому виду спорта — Фиджитал Игры — начали проводиться в Казани с сентября 2022 года. За год прошло десять турниров, в которых приняли участие тысячи спортсменов со всей России, а также из Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. И многие из них признавались — предложение поиграть в футбол сначала на приставке, а потом на поле поразило новизной и интригующей привлекательностью.
«В направлении фиджитал есть спортивная тематика, мне, как спортивному человеку, это очень интересно. К тому же таких проектов еще не было у нас, да и в мире тоже — чтобы привычный нам спорт был так тесно связан с киберспортом. Надеюсь, этот проект будет развиваться и двигаться вперед. Мне, как футболисту, который играл на самом высоком уровне, в сборной России, интересно, какого уровня в Казани будет футбол классический. Очень интересен уровень соперников, которые выступят на Фиджитал Играх», — отметил бывший футболист сборной России Роман Шишкин.
Так как в соревнованиях по фиджиталу, как правило, участвуют либо обычные спортсмены, либо выходцы из киберспорта, происходит определенная синергия и взаимное обогащение. «Мне нравится идея Фиджитал Игр, сочетание физической и цифровой части. Сейчас молодежь уделяет слишком много времени гаджетам и забывает о важности занятий физическим спортом. Фиджитал поможет заинтересовать их классическим спортом. Я недавно узнал об этом движении, но в нашем клубе оно сразу вызвало большой интерес», — поделился победитель молодежных чемпионатов мира и Европы Марко Чакаревич, занявший второе место на международном турнире по фиджитал-баскетболу на десятых Фиджитал Играх в Казани.
Важно и то, что речь идет именно об обмене опытом и внедрении новых методик и технологий что в классический спорт, что в киберспорт, что в фиджитал как их сочетание. В обозримой перспективе они будут существовать и развиваться параллельно и отчасти совместно. Появление радио не уничтожило печатную прессу, появление телевидения не вытеснило радио, и интернет не подавил телевидение — напротив, они начали перенимать друг у друга идеи и концепции. Так будет и в спорте.
Тем более, что у разных видов спорта открывается широчайшее пространство для взаимодействия. «В Фиджитал Игры надо ввести синхронное плавание — у нас поменялись правила, и теперь каждому элементу соответствует определенная сумма баллов. Можно составить программу с набором реальных элементов, а потом показать эту программу уже в бассейне. Будет польза для синхронисток — они будут лучше знать правила, разбираться в элементах, плюс это привлечет болельщиков к нашему виду спорта», — поделилась мнением олимпийская чемпионка Мария Киселева после просмотра соревнований по фиджитал-скейтбордингу.
В различных видах спорта фиджитала как концепции слияния виртуального и реального станет только больше. Киберспортсменам предстоит больше работать над физической формой, чтобы сохранять ясность и работоспособность ума и выдерживать состязательные нагрузки. У представителей классического спорта появится больше цифровых инструментов для анализа их активностей, тренировок, стратегии и тактики. А с развитием новых технологий, искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности все эти инструменты будут становиться все круче и технологичнее.
Так что фиджитал-спорт — новое звено в эволюции спортивной индустрии, открывающие новые возможности для тренировок, соревнований и зрелищности. Это не просто новый спортивный тренд, это революция в способах взаимодействия человека со спортом в эпоху цифровых технологий. Очередной важный шаг на этом историческом пути можно будет воочию наблюдать на главном мультиспортивном турнире по фиджитал-спорту в 2024 году — Играх Будущего, которые пройдут в Казани с 21 февраля по 3 марта.