Альбом Гребенщикова на английском языке провалился и на Западе, и в России: «Как всегда, ничего не поняли»
В конце 1987 года лидером группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым заинтересовались американские продюсеры Марина Алби и Кенни Шаффер. Они разглядели в советском музыканте яркую и харизматичную личность, способную заявить о себе на Западе. Сам Гребенщиков тоже был не против отправиться в США, чтобы посмотреть, как работает музыкальная индустрия на Западе.
Алби и Шаффер убедили компанию «Межкнига» сделать для Гребенщикова визу в США. И уже в 1988-м музыкант улетел в Штаты, где начал работу над англоязычным альбомом Radio Silence. Приличным толчком для записи первой студийной пластинки БГ послужила случайная встреча с клавишником Eurythmics Дэйвом Стюартом.
«После 11 альбомов «Аквариума» ехать в Нью-Йорк записывать 12-й альбом того же самого было бы довольно странно, — говорил Гребенщиков. — Но случайная встреча с Дэйвом Стюартом в Лос-Анджелесе определила музыкальное направление моего «американского альбома», потому что Eurythmics по определенным причинам занимали тогда в моем мире чрезвычайное место».
Гребенщиков работал над альбомом весной и летом 1988-го, а под конец года объявил о международной премьере. Но масштабный выпуск пластинки Radio Silence начался лишь летом 1989-го — в альбом, помимо 10 треков на английском, вошли еще две песни на русском языке («Молодые львы» и «Китай»).
Лидер «Аквариума» мечтал, чтобы его англоязычный альбом высоко оценили в США и Европе. Для Гребенщикова, который вдохновлялся западной музыкой и культурой, это было особенно важно.
«Когда я жил в Нью-Йорке и писал песни для Radio Silence, то находился в отчаянном положении, — признался Борис Борисович в интервью изданию «Правила жизни». — У нас совсем не было денег. Мне приходилось продавать CD, чтобы купить еды».
В США к Гребенщикову проявили неподдельный интерес — всем было любопытно посмотреть на талантливого музыканта из СССР, который решился на столь смелый шаг. После выхода альбома Бориса даже пригласили на вечернее ток-шоу к известному комику и ведущему Дэвиду Леттерману.
Но Radio Silence провалился как на Западе, так и в России. В хит-параде Billboard 200 альбом занял 198-е место и продержался на этой строчке лишь две недели. Для сравнения: дебютная пластинка «Парка Горького» достигла в Billboard 200 80-го места и продержалась в чарте 21 неделю.
«Мы сидели с Дэйвом на краю бассейна в его доме-студии в Лос-Анжелесе, и он сказал: «Наверняка найдутся критики, которые напишут: Стюарт испортил то, что могло бы стать хорошим folk-rock-альбомом». Он сам не знал, как он был прав, — говорил Гребенщиков. — Критики в России не любят Radio Silence за то, что это: а) не похоже на «Аквариум»; б) не взяло везде первого места, тем самым подтвердив бы примат советского рока над всем остальным; в) вообще не по-митьковски. Они правы. Они, как всегда, ничего не поняли».
«Мне кажется, Radio Silence мог достигнуть большего, если бы в записи и туре участвовал весь «Аквариум», — размышлял экс-музыкант группы «Звуки Му» Александр Липницкий. — Люди рассуждали бы о загадочной русской душе, интеллектуалы пытались бы вслушаться в песни. Другой вопрос, что узок круг этих интеллектуалов, а привозить группу дорого».