Эта русская девочка позировала трем великим художникам, ее изобразили в гробу — и она не дожила до 33
Вы точно знаете этот портрет — один из самых известных в русской живописи. 11-летняя озорная девочка вбежала в столовую, чтобы перекусить и вернуться в друзьям. В этот момент за столом сидел уже известный к тому моменту художник Валентин Серов. Красота момента его так впечатлила, что он уговорил Веру Мамонтову позировать ему следующие три месяца.
Так появилась «Девочка с персиками».
«Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему, — писал потом брат Веры Всеволод. — Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для нее. Да Валентин и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».
Вера была долгожданной дочкой предпринимателя Саввы Мамонтова — четвертый ребенок после трех сыновей подряд. Забавно, что имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра.
Первая дочь мгновенно стала всеобщей любимицей. Однажды Савва Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому. Ответное письмо было полно восторга:
«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеешься с вами вместе. Дай же Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть! Расцелуйте ее, пожалуйста, от меня. Одним словом, про все я повторяю: «прелесть, прелесть!» И это совершеннейшая правда».
«Абрамцевской богиней» Антокольский назвал именно Веру.
Когда Вера повзрослела, ее портрет написал другой великий русский живописец — Виктор Васнецов. Будучи человеком скорее старой школы, чем более молодой Серов, Васнецов увидел ее совсем иначе: увлеченный русской стариной, он написал Веру Мамонтову в образе боярыни. Девушка также частично стала музой к одной из самых известных картин Васнецова — «Аленушке». Моделью выступила бедная сирота из соседней с Абрамцевом деревушки, но вдохновлялся художник именно Верой:
«Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя «Аленушка» — натурно-жанровая вещь!
Не знаю!
Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал «Аленушку». Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах — и навсегда живут в моей душе и греют ее!»
Дружила Вера Мамонтова и с Михаилом Врубелем, став моделью для картины «Тамара в гробу». Позже это сочтут плохой приметой, ведь вскоре умерла и сама Мамонтова.
В 1903-м она вышла замуж за представителя древнего дворянского рода Самариных — Александра. Тот семь лет добивался у семьи согласия на брак с девушкой из купеческой семьи. Один за другим в их семье родились трое детей: Юра, Лиза и Сережа. Но счастливый брак продлился меньше пяти лет. Вера сгорела за три дня от скоротечной пневмонии.
Александр Самарин пережил любимую жену ровно на четверть века и больше никогда не был женат.