Этих русских женщин боялись даже половцы: вот какой феминизм был у наших предков
Про великих русских богатырей мы знаем достаточно — причем не только благодаря народному эпосу (былинам), в рамках которого сохранились сказания о героических событиях или просто примечательных эпизодах национальной истории XI–XVI веков. В народной памяти образ древних русских воителей фиксировали и куда более поздние деятели искусства.
Например, художник Виктор Васнецов, написавший «Богатырей». В связи с популярностью этой картины образы Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича ушли в народ и стали частью в том числе современного фольклора. В советское время эта троица регулярно оказывалась героями анекдотов, а в наши дни им посвящена целая мультипликационная франшиза, имеющая большой зрительский успех.
Однако славилась земля русская не только мужчинами, способными на подвиги. Порой с ними весьма успешно соревновались русские женщины. О поленицах (так называли женщин-богатырей) известно куда меньше, но все же они оставили свой отпечаток в народном творчестве наших предков. Например:
Догнал Добрыня поленицу, богатыршу удалую,
Ударил поленицу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поленица тут назад приоглянется,
Говорит поленица таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
Отечественные девы-воительницы ничем не уступали своим коллегам мужского пола. Иногда их вообще путали с богатырями. И было с чего — например, неоднократно мелькавшая в различных сюжета поленица Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни» побеждает своего легендарного соперника: «ухватила Добрыню за желты кудри, сдернула Добрынюшку со седла долой». Более того, сразу после Настасья сует Добрыню Никитича себе в карман и решает, как с ним поступить — выйти ли за него замуж или убить.
Добрыне повезло — сопернице, которую герой перепутал с мужчиной, он понравился. В противном случае судьба бы его оказалась незавидной.
Настасья Микулишна
Несмотря на то, что поляницы в былинах представлены как русские женщины, многие исследователи полагают, будто мифологический мотив дев-воительниц в нашей культуре имеет скифо-сарматское происхождение.
Некоторые из ученых идут еще дальше и приходят к весьма радикальным выводам:
«Поленицы — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — «поляницы» — славянское. По-видимому, надо признать женщин-полениц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поленицах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли».
Правда, не все так однозначно — свидетельств тому, что русские женщины порой сражались с врагом наравне со своими мужчинами, все-таки хватает. Например, на острове Лангеланн в Дании археологи находили могилу славянки-воительницы. В 2019 году под Воронежем было обнаружено групповое захоронение женщин-воинов. В обоих случаях вместе с телами земле предавалось оружие и предметы быта, которые соответствовали воинскому статусу покойников.
По некоторым легендам, поленицы принимали участие в том числе и Куликовой битве: в истории сохранились имена Дарьи Ростовской и Феодоры Пужбольской. Для обеих это сражение стало последним в жизни.
Так что все выглядит так, будто русские женщины действительно наводили ужас на своих противников. Особенно на половцев, у которых проиграть женщине в бою было чудовищным позором.