Этот фильм взбесил Сталина и был запрещен в СССР: «Сцена была просто ужасающей по зверству и богохульству»
«Бежин луг» — одна из немногих советских картин, которая не только подверглась цензуре, но и была уничтожена. Сценарий к этому фильму написал бывший чекист и морпех, переквалифицировавшийся в актера и сценариста — Александр Ржешевский. В основу сюжета легла история Павлика Морозова, убитого на Северном Урале 3 сентября 1932 года после сообщения в сельсовет о сговоре его родного отца с противниками коллективизации. Действие происходит около Бежина Луга, в красках и подробностях описанного в одноименном романе Ивана Тургенева.
Режиссером картины стал небезызвестный Сергей Эйзенштейн. Его «Броненосец Потемкин» называли лучшим фильмом в истории. Последние годы перед началом работы над «Бежиным лугом» режиссер работал на Западе, читая лекции в Германии, Англии и США. У него на руках даже был контракт на съемки «Американской трагедии» по роману Теодора Драйзера, но в последний момент соглашение было разорвано из-за излишне политизированного сценария. Тогда Эйзенштейн вернулся на родину и принялся трудиться над «Бежиным лугом».
«Этот фильм будет служить устрашением всем, кто смеет поднять руку на борцов за дело социализма. Этот фильм должен мобилизовать большевистскую бдительность…», — сказал Сергей на праздновании 15-летия советского кино в Ленинграде в феврале 1935 года.
Правда, существует версия, по которой мотивы работы Эйзенштейна над новой картиной имели не совсем творческое начало. Дело в том, что из-за вояжа режиссера на Запад он получил так называемую «черную метку» от Иосифа Сталина.
«Эйзенштейн потерял доверие его товарищей в Советском Союзе. Его считают дезертиром, который порвал со своей страной. Боюсь, люди здесь вскоре потеряют к нему интерес. Очень сожалею, но все эти утверждения являются фактом», — писал Сталин в одной из телеграмм.
Не исключено, что экранизацией «Бежина луга» Сергей решил задобрить главного человека в стране. Разумеется, тогда он еще даже не подозревал, что его затея обернется полнейшим провалом.
Вышеизложенной версией можно объяснить и ту мотивацию, с которой Эйзенштейн взялся за новую картину. Съемки шли с опережением графика. Но незадолго до конца съемочного процесса режиссер неожиданно заболел черной оспой. Вероятно, эта древняя болезнь попала к нему от старинного реквизита для церковного погрома. Чтобы прийти в себя, Сергею понадобилось несколько месяцев. Само собой, из-за этого все сроки кинопроизводства были сорваны. Но чтобы убедить общественность и особенно Иосифа Сталина в том, что все не так плохо, творец решил воспользоваться инструментами пиара — он обратился к журналистам, которые рассказывали в своих материалах о чудесных съемках нового фильма в прекрасных местах. В пропаганде позитива Эйзенштейну помог немецкий писатель Лион Фейхтвангер. Он посмотрел незаконченную картину и дал свою рецензию в книге «Москва.1937»:
»… кинорежиссер … имеет возможность экспериментировать, не считаясь с расходами. Насколько затраченный труд и издержки целесообразны, свидетельствуют виденные мною фильмы, только что изготовленные или еще не вполне законченные, — Райзмана, Рошаля и прежде всего великолепный, подлинно поэтический фильм Эйзенштейна «Бежин луг» — шедевр, насыщенный настоящим внутренним советским патриотизмом».
Этот пассаж распространился и на газету «Советское искусство», где Фейхтвангер также поделился мнением о готовившемся фильме:
«В «Бежином луге» сценаристу и режиссеру удалось передать чувства советского патриотизма. Сцена убийства Павлика Морозова отцом может быть по справедливости поставлена рядом с величайшими трагическими сценами в классических произведениях искусства. Я уверен, что «Бежин луг» произведет огромное впечатление на мыслящих людей Европы, даже если они и являются противниками социализма и врагами советского государства».
Однако советские руководители не поддались напускному позитиву и через месяц лично познакомились с работой Эйзенштейна. И тут же приняли постановление о том, чтобы категорически запретить показ «Бежина луга» «в виду антихудожественности и явной политической несостоятельности фильма».
«В «Бежином луге» получился поверхностный наскок на серьезную тему, с отсутствием художественного вкуса, с применением нечистоплотных средств в самом сценарии. Политизированная агитка, далекая от реальной жизни. Фальшивая. Ключевая сцена разгрома церкви была просто ужасающей по зверству и богохульству — настолько, что ошеломила и худсовет, и саму высшую власть страны. Бесстыжая ложь — чтобы так бесновались потомки тургеневских мальчиков, по своей доброй воле круша все в церкви, вдребезги разбивая иконы. Сценарист пишет: «Ликвидировали церковь «как класс» — и толпились на паперти, у которой стояли телеги, и на телеги русские мужики штабелями складывали «бога» во всех его разновидностях», — считал писатель Николай Старченко.
Причастные к созданию неугодной картины не просто потратили свое время впустую. Но и подверглись серьезным репрессиям. Например, Эйзенштейн впал в немилость высшим чинам государства, но затем реабилитировался благодаря участию в съемках нескольких патриотичных фильмов. Написавшему сценарий к так и не вышедшему фильму Ржешевскому повезло меньше — он был исключен из Союза писателей СССР. А картина впоследствии была уничтожена.