Эту ошибку в речи большинство из нас допускает каждый день: вот как ее избегать
Мы уже рассказывали о сложности выбора на письме или в речи между родительным (кого? чего?) и винительным (кого? что?) падежами. И в том же материале уточняли, что отдельно коснемся этого же правила в контексте предложений с отрицаниями.
Разговор этот будет куда более сложным. Удержать это правило русского языка в голове целиком не под силу большинству взрослых: что уж говорить о несчастных школьниках?
Прежде всего приведем в пример сложные случаи, чтобы становилось понятно, зачем это правило вообще нужно. Вот где можно допустить ошибку (черным выделены верные варианты):
Он не теряет надежды — Он не теряет надежду
Не нагнать тебе бешеную тройку — Не нагнать тебе бешеной тройки
Не передам книгу никому другому — Не передам книги никому другому
Женщина не может не понять музыки — Женщина не может не понять музыку
Ошибиться в этих случаях рядовой носитель русского языка может элементарно. Но как же этого избежать? В общем и целом правило гласит: родительный падеж подчеркивает характер отрицания, а винительный — его ослабляет. А еще встречаются пограничные и просто факультативные варианты.
В практическом смысле это означает, что необходимо просто запомнить целый ряд сложных случаев. Согласно Справочнику Розенталя, вот когда нужно использовать родительный падеж:
- при наличии в предложении частицы ни или начинающихся с частицы ни местоимения или наречия: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными… (Л. Толстой);
- при разделительно-количественном значении дополнения: …Не дать ли воды?; Я вам хлеба не достану… Молока не выпьете на дорогу?;
- при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т. п.): Печали в ее словах Самгин не слышал (Горький);
- при глаголах иметь, получать, доставать и т. п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета;
- при выражении дополнения отвлеченными существительными: не дает оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок: Здесь шума не любят (Горький);
- в инфинитивных предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания: Не нагнать тебе бешеной тройки… (Некрасов); При проходе войск никому окон не открывать… (В. Вишневский).
Впечатляет? Случаев рекомендуемого употребления винительного падежа еще больше!
- при указании на конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»): не отрецензировал рукопись, которую ему прислали;
- при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например: Ты не любишь мать (Л. Толстой); то же при топонимах, поскольку и они мыслятся как конкретные, вполне определенные понятия, например: Не сдавай Порт-Артур… (Горький); но у писателей XIX века имя лица встречалось главным образом в форме родительного падежа, например: Уж я ли не любил моей Дуни… (Пушкин);
- нередко при инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого), например: Журнал я этот не люблю (Тургенев);
- в вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания, например; И кто знает, когда седыми вы придете под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость вдесятеро большую, чем создатель иных торопливых книг… (Леонов);
- при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия, например: …Не передам бронепоезд никому другому (Вс. Иванов);
- при двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении), например: Не могу не сказать несколько слов об охоте (Тургенев);
- при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности: не читал сегодня газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число). Например: …Дабы не поощрять в человеке чувство ростовщика (Горький) (ср.: поощрять чувства ростовщика). Ср. употребление с той же целью формы родительного падежа: Я не люблю проповедей (Горький);
- при наличии слов (частиц) с ограничительным значением: чуть не пропустил лекцию, едва не уронил стакан;
- при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому: не считают вопрос актуальным, не нахожу эти меры своевременными. Например: Она не признает эту интриганку своей дочерью (Л. Толстой);
- при распространении дополнения несколькими определениями, например: Софья Ивановна мрачно покашливала, слушая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую и ко всему равнодушную дочь (П. Павленко);
- обычно в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания): не мог представить рукопись, не надеялся выполнить задание;
- реже в этих случаях встречается конструкция с родительным падежом, например: …Не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий (Короленко);Мы не умеем брать просто от жизни ее радостей (Куприн).
А некоторые еще удивляются — почему это русский считается одним из самых сложных языков в мире. Даже его носителям разобраться в некоторых правилах бывает весьма непросто.