Гайдай не простил этого поступка Высоцкому перед съемками «12 стульев»: по той же причине он убрал своего оператора
Леонид Гайдай, как, собственно, и большинство культовых режиссеров, любил работать со «своим» персоналом. С проверенными людьми, которым он мог доверять и от которых знал, чего ожидать.
Именно поэтому в картинах Леонида Иовича часто можно было увидеть Александра Демьяненко и Юрия Никулина, среди сценаристов значились Яков Костюковский и Морис Слободской, музыкальное оформление фильмов шло от неподражаемого Александра Зацепина, а за камерой всегда был культовый советский оператор Константин Бровин.
Но пути Гайдая и Бровина стремительно разошлись после съемок «Кавказской пленницы». Тот фильм в целом получился «скандальным», если брать то, что происходило на съемочной площадке. Именно там разгорелся скандал Гайдая и Евгения Моргунова, после которого режиссер зарекся работать с актером. А это означало распад легендарной троицы Труса, Балбеса и Бывалого.
С Бровиным все вышло странно. Прямого конфликта у режиссера с оператором вроде как и не было. Но последний любил налегать на алкоголь. И под этим дело начал плести интриги.
«Кавказская пленница» — последний гайдаевский фильм, который снимал оператор Константин Бровин. С ним тоже был связан ряд неприятных эпизодов, включая тот поразительный факт, что Бровин умудрился чуть не поссорить Гайдая с Демьяненко. Леонида Гайдая никак нельзя было назвать конфликтным человеком, и в этом смысле работа над «Кавказской пленницей» — уникальный случай в его биографии», — говорится в книге Евгения Новицкого «Леонид Гайдай» из цикла «Жизнь замечательных людей».
После этого случая Гайдай стал более бдительным и старался не работать на площадке с людьми, которые злоупотребляют алкоголем. Именно по этой причине режиссер был так категоричен, когда Владимир Высоцкий, утвержденный на роль Остапа Бендера в «12 стульях», ушел в запой.
«В дальнейшем режиссер не будет допускать подобных инцидентов, для чего попросту перестанет брать в съемочную группу людей, на которых хоть в чем-нибудь нельзя положиться. Так получится, например, с Владимиром Высоцким, которого Гайдай готов был снимать в роли Остапа Бендера. Перед самым началом съемок «12 стульев» Высоцкий ушел в запой, и Гайдай поклялся никогда больше не работать с этим актером, невзирая на все его достоинства», — писал Новицкий.
Что же, из каждой ситуации, даже самой негативной, Гайдай умел извлекать правильные выводы. Что лишний раз подчеркивает его гениальность.