Вы удивитесь, когда узнаете, как проходили «красные свадьбы» в 20-х годах СССР. Жениху и невесте не позавидуешь
Сегодня свадьбы кажутся веселым и праздничным событием, но в СССР этот праздник был связан с курсом партии. Примером этому служит обряд, появившийся в 20-е годы, под названием «красные свадьбы». Так правительство пыталось отучить народ от венчания в церкви.
После Октябрьской революции большевики начали реформировать брачно-семейные отношения и отделять брак от религии. В декабре 1917 года был издан декрет ВЦИК и СНК, который признавал, что церковные браки не имеют силы, но являются частным делом.
Однако многие семьи продолжали придерживаться религиозных традиций и заключать браки в церквях. Это говорило как о недоверии к новым брачно-семейным инициативам власти, так и о желании отметить свадебное событие торжественно и красиво, в особой атмосфере: с кольцами и по устоявшимся традициям.
Тогда советская власть решила предложить альтернативу религиозной обрядности в виде «красных свадеб». На таких свадьбах жених и невеста участвовали в театрализованном мероприятии после регистрации брака в ЗАГСе. Организацией занимались комсомольские и профсоюзные организации.
«После избрания президиума, в который вошли и новобрачные, секретарь ячейки РКП… делает доклад о значении красной свадьбы в новом быту. После доклада новобрачные, взявшись за руки, выходят вперед — на край сцены, за ними развевается комсомольское знамя. Читают договор, из которого видно, что она — беспартийная работница… и он — технический секретарь ячейки РКП, коммунист… вступают в союз по взаимному согласию и обязуются жить честно, воспитывая детей честными гражданами СССР. Последнее слово покрывается рокотом аплодисментов. Здесь же подарки: от женотдела — одеяло, от заводоуправления — отрез сукна, от культкомиссии — три книжечки — «Азбука коммунизма», «Дочь революции», «Вопросы быта», — из газеты «Юношеская правда» 1924 года.
Во время празднования агитационная литература рекомендовала исключить алкоголь с трапезы и вместо него устраивать чаепитие с пирогами. Вот как описывает праздник в честь бракосочетания Николай Алексеевич Островский в романе «Как закалялась сталь»: «А через несколько дней… был товарищеский вечер без еды и питья — коммунистическая вечеринка в честь содружества Тали и Николая. Это был вечер воспоминаний, чтения отрывков из наиболее волнующих книг. Много и хорошо пели хором».
Стоит отметить, что в то время многие люди просто не могли позволить себе пиршество и стол, ломящийся от угощений. В порядке вещей было отмечать скромно.
В то же время в сельской среде, традиции венчания оставались крепкими, и «красные свадьбы» практически не находили поддержку.
Чтобы как-то повлиять на деревни выпускалась агитационная литература, в которой пытались переосмыслить не только свадьбу, но и предсвадебные традиции. К примеру, на девичнике было принято оплакивать невесту. «Оплакивать нечего, — заявлял В.Д Марков в брошюре «Красная свадьба в деревне», — можно только радоваться, что девушка нашла себе друга по сердцу, с которым сообща будет работать… помогать всем трудящимся строить новую жизнь… Этой радостью должна быть заполнена вечеринка молодежи, пришедшая на смену завывающему девичнику».
«Красные свадьбы» не смогли избавить народ от религиозных обрядов, в связи с этим в политике ввели строгие меры — начались политические преследования за венчания в церкви. А история «красных свадеб» оказалась короткой и символичной эпохой в развитии свадебных традиций СССР.