Мудрейший Омар Хайям объяснил, чего в жизни добиться невозможно, хотя многие пытаются: в самую точку
Удивительный факт, но живший примерно тысячу лет назад ученый и поэт Омар Хайям продолжает оставаться популярным автором и в наши дни. Данный случай уникален. Большинство сочинителей минувших эпох (речь про представителей древних цивилизаций, античности, средних веков) остались лишь в истории мировой литературы, изучению которой посвящают время лишь узкопрофильные специалисты. А вот Омар Хайям — принципиально иной случай. В чем же дело?
Просто Омар Хайям существенно опередил свое время в изучении человеческих психологии и психики. А еще не зацикливался на злободневных темах, а писал о вневременном — человеческой сути и вообще месте личности в этой вселенной. С учетом того, как трепетно наша эпоха предлагает относиться к микрокосмосу конкретных индивидуумов, Омар Хайям оказался едва ли не более актуален для нынешнего читателя, чем для своего современника!
Все это — не говоря об уникальной поэтической форме рубаи Хайяма. Их лапидарность, емкость и выразительность действительно завораживает. Все перечисленное прежде можно легко проиллюстрировать: хотя бы на примере следующего четверостишия:
Неужели таков наш ничтожный удел:
Быть рабами своих вожделеющих тел?
Ведь еще ни один из живущих на свете
Вожделений своих утолить не сумел!
Стоит отметить, что в данном случае Хайям хоть и признает невозможность окончательной победы над телесной природой человека, все же не призывает прекращать с ней борьбу. Если себя не ограничивать вовсе, то развращенная личность и тело потеряют свою цельность. В таком случае можно легко представить, какая безрадостная судьба ждет человека, потакающего всем своим низменным желаниям.
С другой стороны, Хайям обращает внимание читателя на то, что не нужно быть к себе и другим слишком суровым. Плотская сторона человека неизбежно будет порождать новые фрустрации. Надо быть к этому готовым — и не нужно надеяться, что это прекратится, пока мы живы.