Оказывается, в сказке про Репку сначала не было ни кошки, ни мышки — вместо них были загадочные «ноги»
Кто из нас не слышал детскую сказку о Репке? Эта забавная и поучительная история рассказывает о важности совместной работы и взаимопомощи семьи. Однако в оригинале этой сказки персонажи были совершенно иными.
В сказке «Репка», записанной Александром Николаевичем Афанасьевым в 1863 году в Архангельской губернии, помимо бабки, дедки, внучки и сучки (собаки), вытащить репку пытаются… ноги:
«Пришла пя́та но́га. Пять ног за четыре, четыре но́ги за три, три но́ги за две, две но́ги за но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»
Что за таинственные ноги?
Разберемся со значением слова. Для этого обратимся к «Словарю областных Архангельских наречий» А.О. Подвысоцкого 1885 года. В нем есть два значения.
«Нога — 1) морск. — ванта. 2) см. Тур».
Ванта, в свою очередь, это «в морском деле: одна из толстых веревок, поддерживающих мачту с боков и сзади и связанных между собою тонкими поперечными веревками» (из Толкового словаря Ушакова).
Исходя из значения, можно предположить, что нога — это канат, с помощью которого пытались достать репку. Однако эта версия — не единственное объяснение загадочных ног.
Одну из них предложила автор блога Мара Рушева, в которой те самые «ноги» — это дни, во время которых идет уборка осеннего урожая. Обоснование этому можно найти в Толковом словаре Даля. Здесь приводится созвучное «ногам» устаревшее слово «оногда»:
«оногда — оногда́ «недавно, на днях», диал. оногды́, оноды́, курск., воронежск., (о)ногды́сь, казанск».
Другую версию предложила филолог, автор книги «Недетские сказки. Тайные смыслы народных текстов» Ульяна Нижинская в подкасте «Мрачные сказки». Повторение героев и возникновение ног несло в себе особую функцию упорядочивания хаоса:
«Историки говорят, что это реликтовые сказки (о Репке, Теремке и Колобке), и в начале своей жизни они были даже вовсе и не сказками, а обрядами. […] И они являются носителем юного, наивного мышления архаического человека. Человек пытался в древности упорядочить вот этот хаотический мир, он приобретал какие-то знания, и за счет их повторения эти знания укладывались у него в голове».
Каждая из предложенных интерпретаций придает сказке о Репке новые грани смысла и позволяет нам взглянуть на нее с новой стороны. Возможно, загадочные «ноги» — это лишь малая часть большого пазла, который раскрывает нам мудрость и культурные традиции прошлого. Будь то обрядное повторение или отсылка к областным языковым особенностям, сказка о Репке продолжает оставаться загадочной и удивительной и до сих пор вдохновляет на размышления.