Теперь понятно, почему на Западе американские горки называют русскими: иностранцы впечатлились еще в XVIII веке
Американские горки сейчас неотъемлемая часть любого парка развлечений. В 1840 году в США изобретатель Джон Тейлор сконструировал их в виде, наиболее близком к современному, и запатентовал название «Наклонная железная дорога». Так они распространились по всей Америке, а затем и по миру.
Тем не менее в России горки стали называть «американскими», как раз из-за места, где они были сконструированы. Однако еще интереснее ситуация с названием сложилась в Европе — там их называют «русскими»: в Испании — Montaña rusa, во Франции — Montagnes russes, а в Италии — Montagne russe.
Но почему же именно «русскими»? Оказывается, все дело в наших традициях.
Издревле катальные горки считались традиционным русским развлечением. На Руси, как правило, на Масленицу люди скатывались с естественных заледеневших холмов или же сами специально подготавливали горки: для этого высокие деревянные конструкции обмазывали навозом, поверху утрамбовывали снег и заливали водой до появления плотной ледяной корки. А скользили с горок на решетах, заледенелых корзинах и шкурах домашних животных, деревянных досках.
Кататься с горок любили и правители России. Петр I устраивал катания в Петербурге, а Анна Иоанновна при дворе, чем очень удивляла иностранцев.
«Милая моя, Вы весьма любопытны и так любите странности, что мне никогда бы не простили, если б я не описала Вам новой забавы, занимавшей двор нынешнею зимою. Это ледяная гора, построенная с верхнего дворцового этажа на двор. Она довольно широка, так что по ней может спуститься коляска, и имеет по обеим сторонам небольшие борды. Ее устройство следующее: сначала сколочены были доски, которые поливали водою пока наконец вся отлогость не покрылась льдом значительной толщины. Придворные дамы и кавалеры садятся в санки, спускаются с верху горы и несутся вниз с быстротою птицы», — писала леди Рондо, супруга английского посланника при российском дворе, своей приятельнице в 1735 году.
Однако со временем и сами иностранцы пристрастились к этой русской забаве. В 1813 году, во время Заграничного похода, русские солдаты познакомили с традиционными отечественными аттракционами жителей Парижа, установив горку на реке Сене. Забава так понравилась французам, что вскоре они сконструировали круглогодичные горки, заменив «ледянки» на вагонетки, а лед — на рельсы.
«Ледяные горки, которые являются излюбленным развлечением русских, вызывают огромное любопытство у иностранцев. <…> С 1815 года русским горкам стали подражать в других странах, и даже там, где из-за мягкости климата не хватало льда, чтобы наслаждаться удовольствием стремительного съезда с горок также летом, стали крепить на сани маленькие колесики. Такие русские горки появились теперь почти во всех столицах Европы. Теперь они — любимый аттракцион в Париже, где их построили с самым большим изяществом и комфортом», — говорится в Лейпцигском «Журнале общественно полезных знаний» (1835 год).
Так подобные горки распространились по всей Европе и получили название «Русские». А уж затем добрались и до Америки, где обрели свой современный облик.