Сбежал из СССР в Америку и стал наживаться на советском достоянии! Легендарный актер обманул родную страну?
Олег Видов — один из главных мужских секс-символов советского кино. Красивого молодого актера зрители часто видели в эпизодах (например, таксист «в погонах» из «Джентльменов удачи» или совсем молодой паренек на велосипеде из «Я шагаю по Москве»), но в 30 лет Видов проснулся суперзвездой в масштабах всего Союза. Роль мустангера Морис Джеральда во «Всаднике без головы» реально снесла головы миллионам женщин.
Вряд ли кто-то в этот момент мог представить, что всего через 10 лет Видову придется бежать за океан. Всему виной брак с дочерью генерала КГБ, который закончился разводом и постоянной местью со стороны бывшей жены.
«После развода мне стали вставлять палки в колеса. Я учился на режиссерском во ВГИКе, на экзамене успешно показал дипломную работу. Мне говорили, что моя бывшая супруга звонила во ВГИК, требуя, чтобы мне не выдавали диплом. Но режиссер Ростоцкий все равно поставил мне отлично за режиссуру. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда», — так рассказывал сам Видов об этих событиях.
Актер почти в 40 лет был вынужден начать карьеру с нуля, но получилось весьма успешно: Видов закрепился в Голливуде, сыграв, например, в «Красной жаре» вместе с Шварценеггером и «Дикой Орхидее» с Микки Рурком. Параллельно Видов вместе со своей американской женой (всего Олег был женат четыре раза) занялся бизнесом — основал компанию Films by Jove, и, пользуясь старыми знакомствами, смог купить права на показ большинства мультфильмов компании «Союзмультфильм» за пределами СНГ. Тем более на дворе был 1992 год — анимация в новой России пребывала в состоянии комы.
Сумма сделки до сих пор неизвестна (Видов настаивает, что «Союзмультфильм» получил не менее 500 тысяч долларов). Количество мультфильмов тоже загадка, в разных источниках разброс цифр от 547 до 1300, среди которых были «Снежная королева», «Щелкунчик», «Ну, погоди…» и многие другие. Изначально срок действия авторских прав ограничивался десятью годами, но уже через год после заключения контракта Видов с женой его перезаключили, пролонгировав еще на 20 лет.
«Кому нужна была анимация в 1992 году, думаете, за ней стояла очередь? Это был типовой западный контракт для подобного рода бизнеса. Здесь говорили, что мы слишком щедры по отношению к партнерам. Многие в Голливуде считали нас просто сумасшедшими, и потому потребовалось много времени, чтобы найти инвесторов. Согласно договору, мы обязались заплатить за авторские права, вложить большие деньги в реставрацию, а потом выплачивать 40 процентов всех прибылей российским студиям», — объяснял позднее ситуацию Видов.
Видов успешно переозвучивал мультфильмы с участием известных актеров Голливуда, правда, часто обрезая видео под стандарт телевидения США. Многие мультики выпускались на американский рынок в усеченном формате, так как стандарты отрасли ограничивали их длительность до 13 минут: «Мы восстановили на компьютерах голливудских студий утраченные цвета мультфильмов. Сделали переводы и адаптировали тексты так, чтобы русские сказки стали понятны западному зрителю».
Все шло хорошо, пока «Союзмультфильм» не вернулся под контроль государства. Тут и выяснилось: прежние хозяева не имели права продлевать с Видовым контракт. Само существование арендного предприятия «Союзмультфильм» ограничивалось десятилетним сроком.
Видов отдать доходы с мультфильмов отказался — началась война. Судебная и информационная. «В России идет очередной передел интеллектуальной собственности. Пришли новые начальники, им тоже очень хочется что-нибудь продать. А мы со своим контрактом на западный манер — как кость в горле. В этом смысле наша ситуация лишь отчасти уникальна — сколько западных бизнесменов пошли в Россию и обнаружили, что на их инвестиции покушаются местные чиновники», — говорил актер и бизнесмен.
С другой стороны выступали чиновники и автор «Чебурашки» Эдуард Успенский, заявивший, что Видов украл у него ушастого. При том, что большинство мэтров анимации оказались на стороне Видова — Шварцман, Норнштейн, Хитрук.
Федор Хитрук
«Вопрос с правами на мультфильмы очень запутанный. Крайним чиновники почему-то делают Олега Видова, который якобы скупил все картины. Я беру смелость утверждать, что это неправда. Видов лишь представляет наши мультфильмы на Западе. Более того, его фирма реставрирует старые копии. Видов знакомит американскую детвору с нашими лучшими мультфильмами. Ему спасибо за это надо сказать», — так высказывался о конфликте Федор Хитрук.
Точку в противостоянии поставил российский миллиардер Алишер Усманов в 2007 году — он выкупил у Видова права на мультфильмы и передал их детскому каналу ВГТРК «Бибигон». Но дурная слава «похитителя мультиков» за Олегом закрепилась вплоть до смерти актера в 2017-м.