Теперь понятно, почему русалка на ветвях сидит! Пушкин поместил ее на дерево, а не в воду не просто так
В русской литературе существует множество загадок и необычных образов. Одной из необычных сцен является русалка, сидящая на дереве, в поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.
Почему Пушкин посадил русалку так высоко и далеко от воды?
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей»
Исследования в области русского фольклора открывают перед нами интригующие подробности. Оказывается, славянские русалки изначально не обладали рыбьим хвостами. В работах этнографа С. В. Максимова и фольклориста Д. К. Зеленина можно найти ключи к пониманию этой темы.
Кто же такая русалка в древнем понимании? Существует несколько определений. В книге Дмитрия Константиновича Зеленина «Восточнославянская этнография» находим:
«По поверью, заложные покойники, умершие преждевременно, не отправляются на «тот свет» до наступления настоящей, т. е. второй своей смерти, а живут около людей, чаще всего в местах своей гибели, если же они похоронены, то близ своих могил. Они и после смерти сохраняют свой характер, свои привычки и поведение. Среди них много девственниц, которые в связи с тем, что славяне заимствовали на Западе праздник русалий, получили название «русалки» — водяные нимфы».
У Сергея Васильевича Максимова в работе «Нечистая сила» русалками называются девушки, смерть которых связана с водой, или некрещеные дети.
Таким образом, русалки в ранней славянской мифологии были без хвостов. И если жить они могут где угодно, то почему у Пушкина место обитания русалки — дерево?
Ответ находим у Максимова. Оказывается, русалки, в мифологии малороссов, оживают по весне. Но жить отправляются в воду — так привычнее, темно и холодно. Но после праздника Троицы воды покидают и сбегают в лес. Там они развлекаются и устраивают пакости путникам.
«[…] русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками».
Считалось, что с появлением яркого солнца, божественного символа у древних славян, нечисть не могла больше находиться в воде, а вот деревья были домом мертвых.
«Уместно ли русалкам, представительницам смерти, обитать в водах, освященных купаньем живоносного солнечного божества? И вот, по тому же народному поверью, они оставляют воды и лезут на зеленые деревья, служившие, по верованию древних славян, жилищем мертвецов», — отмечает Сергей Васильевич в той же работе.