Теперь понятно, почему только в СССР было построено метро: вот что помешало сделать его еще до революции
Московское метро является не только важнейшим элементом логистической структуры российской столицы, но еще и очевидным культурным наследием нашей страны. Иностранцы посвящают изучению подземных станций Москвы целые шоу в интернете и зачастую не могут сдержать эмоций — в других странах к оформлению подземки относились и продолжают относиться с куда более практической точки зрения.
Оформление же отдельных станций в метро Москвы больше напоминает произведения искусства (при чем в разных жанрах) — или как минимум просто отделку зданий для проведения каких-либо торжественных событий. Хотя ярких и стильных станций хватает и среди тех, что были открыты недавно (например, «Парк победы»), в первую очередь такая традиция ассоциируется с эпохой СССР.
Ничего удивительного — ведь она была заложена именно в советскую эпоху.
Об этом мало кто знает, но все могло сложиться совсем иначе. В том числе и современное метро выглядело бы по-другому, если бы первые станции были построены еще до революции — в царской России. Да, такие планы были. Но по нескольким причинам от них пришлось отказаться.
Первые идеи появились еще в 1875 году: было предложено провести линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Тогда предложение показалось властям чересчур смелым — от идеи отказались.
А вот в начале ХХ века ситуация изменилась. Если проект, разработанный Антонивичем, Голиневичем и Дмитриевым, поддержки не получил, то вот совместная идея инженеров Балинского и Кнорре была куда более тепло встречена предпринимателями и московскими чиновниками. Метро в Москве могло появиться еще в 1903-м, но не срослось и тогда. Одна причина была очевидной (выходило слишком дорого), а вот о второй вы бы вряд ли догадались без подсказки.
«Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию разумным созданием, спустившись в преисподнюю? А что там есть — ведает один Бог, и грешному человеку ведать не надлежит», — писал московский архиерей Сергий митрополиту.
Да, против выступила Церковь. И не только она — поддержали протест члены московского императорского археологического сообщества.
Если бы строительства московского метрополитена началось на этом этапе, конечный результат точно бы получился совсем другим. Возможности рыть тоннели для прохождения поездов тогда еще не было. Так что составы предлагалось пускать по неглубоким траншеям — или наоборот, поднимать их над землей.
К вопросу вернулись в 1912-м. Городские власти организовали создание проекта метро, который предусматривал строительство трех диаметров, а также в перспективе линии по Садовому кольцу. Но ничего не получилось и в тот раз, но теперь по совсем уж очевидным причинам — сначала началась Первая мировая, а за ней грянула и революция.
Советские власти во многом скопировали проект 1912-го во второй половине 20-х. От себя они добавили кое-что сразу в двух смыслах революционное — прокладку тоннелей под землей.