Теперь понятно, почему в СССР «обмывали» большие покупки: традиции проставляться нашли научное объяснение
Традиция «обмывать» серьезную покупку или «проставляться» по поводу, например, карьерного продвижения жива по сей, но зародилась в нынешнем виде она именно в СССР. Тогда же и сформировались значения двух этих глаголов, в которых мы только что их употребили. Можно подумать, что в данных действиях нет ничего примечательного, и сравнить их с организацией застолья по случаю дня рождения. Однако некоторые социологи полагают, что данные традиции имеют вполне конкретную связь с образом жизни в Советском Союзе.
Дело в том, что постоянный дефицит товаров даже регулярного потребления, вынужденная экономическая пассивность граждан и их зависимость от государства формировали в СССР особое восприятие общественно-экономической системы. Оно воплощалось в концепции «ограниченного блага»: данный термин введен антропологом Джорджом Фостером еще в середине прошлого века на основе изучения быта мексиканских крестьян.
Теория ограниченного блага подразумевает под собой распространенную в традиционных обществах систему взглядов, согласно которой общее количество «добра» (в нашем случае — конкретных экономических благ) ограничено и конечно. Его нельзя увеличить — только перераспределить. В рамках такой формы общественного сознания приобретение того или иного блага (для иллюстрации приведем в пример советский автомобиль) становится «победой» для одного и «поражением» для всех остальных: ведь в результате случившегося распределения они лишаются возможности приобрести эту машину.
«Общества, придерживающиеся этой философии, как правило, демонстрируют высокий уровень равенства между членами и проявляют сильное сопротивление социальным изменениям», — гласит описание культур, базирующих на принципе ограниченных благ. Весьма похоже на СССР, не правда ли?
Отсюда в нашей жизни и появляется традиция проставления, то есть символическое нивелирование собственного возвышения путем трат в пользу остального общества. В случае СССР это была организация банкета или уютных посиделок на кухне за счет получившего в свое распоряжение условный (придерживаемся вышеупомянутого примера) автомобиль.
В конечном итоге проставление стало отдельным ритуалом, научное название которого — редистрибуция благ. Современники советской эпохи в рамках отдельных исследований вспоминали, что в нем сохранялся даже элемент суеверия. Многие считали, что если значимую покупку не «обмыть», не будет и счастья от обладания тем или иным предметом: автомобиль якобы сломается, а какой-нибудь заграничный костюм — порвется.