Теперь понятно, почему в СССР появились крематории: у власти были причины популяризировать этот вид захоронений
В Советском Союзе пытались искоренить религиозную обрядность. Власть «переделывала» привычные крестины, венчания.
Не обошлось без изменений в вопросе погребения.
Коммунистическая партия предлагала веру в «бессмертие» дела партии и трудящегося. Именно в СССР появились первые крематории. Почему? Чтобы избавиться от привычных религиозных погребальных обрядов.
«В разгар изъятия и уничтожения святых мощей советской властью был издан специальный декрет о допустимости и даже предпочтительности кремации покойников, подписанный лично В.И. Лениным. В это же время Л.Д. Троцкий опубликовал статью, в которой предлагал лидерам революции подать пример и завещать сжечь свои трупы», — отмечает Кирилл Евгеньевич Краснощеков, кандидат богословия, в статье «Советская гражданская обрядность как элемент гонений на Русскую Православную Церковь: исторический обзор».
Интересно, что о кремации заговорили даже раньше, чем об электрификации всей страны. Так в 1920 году заработал первый крематорий в Петрограде. Сюда можно было сходить на экскурсию представителям петроградского «высшего» света.
«”Не поехать ли в крематорий?» — сказал он, как прежде говорили: не поехать ли к «Кюба» или в «Виллу Родэ»? «А покойники есть? — спросил кто-то.— Сейчас узнаю». Созвонились с крематорием, и оказалось, что на наше счастье есть девять покойников. «Едем!» — крикнул Каплун. К досаде комиссара, печь оказалась не в порядке: соскочила какая-то гайка. Послали за спецом Виноградовым, но он оказался в кинематографе… Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах», — из дневника К.И. Чуковского.
В первом крематории было произведено 379 сжиганий, из них на добровольных началах всего 16. Остальные — административные случаи инфекционных больных или людей, определенных в крематорий по решению госорганов. В 1921 году его закрыли, сославшись на завершение эксперимента.
Следующий крематорий заработал на месте бывшей церкви Донского кладбища в Москве.
Здание Первого московского крематория (Донской крематорий). Перестроен в 1926 из здания церкви на Новом Донском кладбище по проекту архитектора Дмитрия Осипова. Открыт 6 октября 1927 года.
Кремация широко рекламировалась среди населения. Народ реагировал на рекламу с юмором. Появлялись шутки:
«Крематорий открывали,
Беспризорного сжигали.
Дверь открыли — он танцует
И кричит: «Закройте, дует!»
И анекдоты: «Муж несет по скользкой зимней улице урну с прахом жены и, видя дворника, посыпающего тротуар песком, говорит: «Великое дело — крематорий. Теперь можно сыпать под ноги пепел, а от трупа не было бы никакой пользы».
Однако сжигание снова не пользовалось спросом. Хотя и учредили Общество любителей кремации, билеты в которое были переданы Сталину, Молотову и Калинину, никто из них впоследствии не завещал воспользоваться услугами крематория. Среди известных личностей были кремированы Юрий Гагарин, Владимир Маяковский, Максим Горький, Валерий Чкалов.
С максимальной нагрузкой крематорий работал в 1936–1937 годах. Сюда отправляли тела из тюрем НКВД, жертв политических репрессий.
Эти события и факты иллюстрируют, как кремация служила способом борьбы с религиозностью народа и стала частью сложной истории Советского Союза.