Теперь понятно, почему в СССР запрещали новогодние елки. Советских граждан наказывали крупным штрафом
В вашем доме сейчас почти наверняка стоит наряженная новогодняя елка. А вот в СССР был период, когда вырубка и продажа зеленых насаждений для религиозных праздников была под жестким запретом. Но произошло это не сразу после прихода большевиков в результате Октябрьской революции 1917 года, а уже после смерти Владимира Ленина.
В конце 1924-го в СССР через газеты, журналы и пропагандистские плакаты стали резко высмеивать старый обычай. Ведь в глазах коммунистов елка напрямую ассоциировалась с Рождеством, а значит, и с религией. Тем не менее изначально партия лишь рекомендовала гражданам не праздновать Рождество и не наряжать елки, так как считала это пережитком времени.
Но уже в 1927-м в разных частях СССР начали выпускать специальные декреты о запрете вырубки и продажи зеленых насаждений для религиозных обычаев. А годом позже в журнале «Огонек» появилась вот такая статья:
«До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии. Религиозные родители под видом «веселой елки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ елки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению елке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация Союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того, чтобы ставить елку на крест, поставим крест на елку!»
В итоге 24 сентября 1929 года во всем СССР запретили празднование Рождества, а вместе с ним вырубку и продажу елок. Советские власти строго следили за соблюдением закона — обязывали комсомольцев ходить по домам и проверять, не ставит ли кто-то елки тайно. Если же закон нарушали, то советских граждан наказывали крупным штрафом (по слухам, за продажу елок выписывали штраф в 100 рублей) или месяцем принудительных работ.
Запрет действовал до тех пор, пока в декабре 1935-го в газете «Правда» не опубликовали статью первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) Павла Постышева. В ней он раскритиковал запреты 1920-х годов и предложил вместо Рождества праздновать Новый год.
«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев, — отмечал в статье Постышев. — Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».
Павел Постышев
С этим предложением Постышев обратился к Сталину, который неожиданно согласился с соратником. В СССР тут же возобновили производство игрушек, на рынки вернулись елки и мишура. А 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до переезда в Киев работал первым секретарем обкома партии, прошел первый в СССР новогодний бал-карнавал.
Уже в конце 1936-го секретариат ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) вынес вердикт: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».
С тех пор многие историки стали называть Постышева человеком, который вернул елку советскому народу. Однако это не совсем так. Снятие в СССР запрета на вырубку и продажу зеленых насаждений и как следствие возвращение елок на улицы связывают еще и с общим курсом политики «сталинского традиционализма» середины 1930-х годов. Здесь важно отметить, что первые новогодние елки носили в СССР политизированный характер.
«Вифлеемская звезда на верхушке елки превратилась в один из символов советской власти — в красную звезду, — рассказывала в интервью «Радио Свобода» литературовед и культуролог Елена Душечкина, автор монографии «Русская елка: история, мифология, литература». — Она так хорошо ассоциировалась со звездой на Спасской башне. Появился целый ряд стихотворений, где присутствует звезда на Спасской башне, с которой и начинается Новый год. И этот Новый год идет не откуда-то, а из центра и распространяется по всей стране».
C 1937-го в СССР уже празднуют Новый год с размахом — в Москве в ЦПКиО имени Горького и на Манежной площади устанавливают две самые большие елки. А 1 января того же года проводят в Доме Союзов новогодний бал-карнавал.
Что же касается Постышева, то его жизнь закончилась весьма трагично. Во второй половине 30-х годов Павла при обострении внутрипартийной борьбы сняли со всех постов и арестовали, а в 1939-м расстреляли в Бутырской тюрьме.