Жизнь
16 февраля 2024, Пятница, 05:00

Теперь понятно, почему в СССР запрещали писать шариковыми ручками: в этом была своя логика

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Прихоть советских учителей?

У советских детей были свои атрибуты школьной эпохи. Красные галстуки, фартуки и школьные ранцы, в которых скрывались важные и необходимые в получении знаний инструменты. Одним из таких инструментов было перо. Интересно, что школьникам начальных классов вплоть до конца 70-х годов запрещали использовать шариковые ручки. Разберемся, в чем же было дело?

Шариковые ручки были в продаже повсеместно уже в середине 70-х. Однако удобная новинка пришлась не по нраву учителям. «В середине 1970-х [шариковыми ручками], по ведомым лишь учителям соображениям, было запрещено пользоваться в школе. Ученики продолжали писать поршневыми авторучками, которые уменьшали опасность клякс, но все же не исключали их вовсе», — пишет Константин Богданов, доктор филологических наук, в статье «Из истории клякс. Уроки чистописания в советской школе и медиальная антропология».

shutterstock.com

На уроках чистописания учителя пытались выработать красивый, читаемый и аккуратный почерк у ребенка. Каждую букву выводили отдельно. Это требовало усидчивости, внимания и крепких нервов учеников. В письме сохранялись некоторые дореволюционные каллиграфические требования: нажимные и волосные линии, различные загибы. «Для получения нажимных и волосных линий нужно было уметь менять давление на перо. К кончику пера часто цеплялись ворсинки бумаги («волоски»), соскобленные при слишком сильном нажиме, и сгустки чернил со дна чернильницы», — пишет Богданов. А кляксы и помарки были настоящей катастрофой, ведь часто страницу приходилось переписывать заново. И эта проблема связывала советских детей с прошлыми поколениями:

«Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге», — вспоминал Лев Николаевич Толстой в книге «Детство».

Для советской эпохи уроки чистописания были не просто способом научить писать красиво и понятно, но еще и воспитанием характера, и способом преодолевать трудности, которые казались школьникам не такими уж и маленькими.

В 1968 году происходит школьная реформа, в ходе которой уроки чистописания заменяются пятиминуткой каллиграфии на уроках русского языка. Шрифт упрощается, а слова пишутся неотрывно. В связи с этим со временем учителя сменяют гнев на милость, в школах появляются шариковые ручки, а дети учатся писать по новым стандартам и требованиям.

Еще одной причиной запрета шариковых ручек, по мнению директора московской школы Владимира Юрьевича Гармаша, считается обеспечение оптимального психофизического развития ребенка во время использования пера.

Так что запрет шариковых ручек в советских школах был связан со сложностью адаптации к новым реалиям со стороны советских учителей. Уходила эпоха, в которой одним из способов воспитания характера, усидчивости и внимательности было письмо пером и чернилами. Шариковая ручка, с одной стороны, облегчала жизни юным ученикам, а с другой — открывала возможности для новых способов воспитания характера. С этими способами учителям, возможно, еще нужно было освоиться.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0